Найти тему

Посетил заброшенную станцию Тундра под Норильском: падающие в озеро ржавые вагоны как символ ушедшей эпохи

Вокруг стояла абсолютная тишина.

Было жарко, на дороге медленно оседала пыль от колёс машины.

Маленькие серые покосившиеся домишки, чахлая растительность, абсолютный штиль...

На секундочку могло бы показаться, что я нахожусь где-то на Диком Западе, и вот-вот из-за угла покажется ковбой в шляпе.

Но нет, это был не запад, совсем не запад.

Я находился на заброшенной станции Тундра под Норильском и озирался по сторонам. Где-то очень далеко загудел поезд, и я спешно стал готовить квадрокоптер к взлёту.

Упустить шанс снять состав, проезжающий сквозь давно мёртвую станцию, я не хотел.

Оглядываясь назад, на всё своё норильское путешествия, я понимаю, что, если бы меня спросили, что запомнилось из недельного пребывания здесь больше всего, я бы без колебаний назвал это место — станция Тундра.

Станция Тундра находится в тундре на берегу озера Тундра на 21-м километре железной дороги Дудинка-Норильск.

На фото выше прекрасно видно озеро, в честь которого назвали станцию — голубое и красивое.

Ещё в начале девяностых сюда можно было приехать на электричке прямо из центра Норильска — с Октябрьской площади. Сюда частенько приезжали за грибами и ягодами.

Но пассажирские перевозки по железной дороге были закрыты за нерентабельностью, и эта крошечная станция, как и многие другие её собратья, была закрыта в середине нулевых.

Всё оборудование было демонтировано, живущий в бараках обслуживающий персонал — несколько семей — перевезли жить в Дудинку, кроме одной пожилой пары, отказавшейся переезжать. Ещё с десяток лет прожили они в одиноком домике на мёртвой станции.

Но сейчас на станции совершенно безлюдно.

Впрочем, жизнь не до конца покинула станцию. Несколько раз в сутки здесь проходят грузовые составы Дудинка-Норильск, прямо на станции стоит новенькая вышка сотовой связи, а несколько раз в месяц сюда приезжают туристы.

Дело в том, что на станции Тундра есть интересная достопримечательность. Это старая тяговая электроподстанция.

По каким-то причинам часть помещений подстанции решили сделать на базе старого подвижного состава. Так и стоит этот загадочный ржавый гибрид — словно поезд-оборотень, навеки застывший в момент превращения из поезда в огромный трансформатор.

Но время идёт, и природа делает своё дело.

Рельсы, на которых была установлена подстанция, медленно, но верно проседают — и вот уже вагоны опасно накренились в сторону крошечного озерца.

Кто знает, сколько ещё они продержатся — год, два, пять?

И вот почему-то именно здесь, когда я стоял на берегу заваленного ржавыми железками крошечного озерца, меня посетило какое-то сложное чувство, которое я попытаюсь описать.

С одной стороны, я чувствовал нехитрую эстетику упадка — вот, когда-то здесь жили люди, работали, пили чай, встречали и провожали поезда, их детишки играли на берегу этой ржавой лужи, и она казалась им морем, с этой же станции они ездили в школу — сразу на неделю. А теперь жизнь замерла, остановилась, и остались только ржавеющие бессмысленные декорации.

С другой стороны, я в очередной раз ощутил непонимание — почему было нужно, уходя отсюда, оставлять за собой такой, как бы это выразиться поприличнее... беспорядок. Такое ощущение, что здесь отступали войска, оставляя за собой хаос, чтобы замедлить наступление противника. Ну или что кто-то решил непременно нанести природе максимальный ущерб. Ну вот зачем, не понимаю. Раскидать вокруг все эти ржавые железки, доски, ящики...

С третьей стороны, здесь было очень хорошо. Да, несмотря на разруху и хаос — светило солнышко, было очень тепло и тихо, и даже пахло какими-то луговыми травами — несмотря ни на что, природа была прекрасна, и особенно контрастно это чувствовалось рядом с ржавыми вагонами. Быть может, если человек уйдёт отсюда навсегда, лет через 100 уже и не будет ничего напоминать о нём?

Ну и, с четвёртой стороны, я ещё думал о том, что когда-то могучая и амбициозная красная страна, не жалея денег и человеческих судеб, строила здесь огромный город, и вместе с ним — огромные планы на будущее, которые не сбылись. Норильск так никогда и не соединили дорогой с «материком», и эта станция, при других обстоятельствах могла бы и сейчас быть крошечным уютным посёлком с небольшим магазинчиком, где во время минутной стоянки поездов дальнего следования, можно было бы выскочить и купить пирожков в дорогу...