Очень часто мы путаем лингвистику (или языкознание) с изучением иностранных языков. Однако это совершенно разные вещи.
Языкознание — это наука о языке, его происхождении, свойствах и функциях, а также об общих законах строения и развития всех языков мира. В мире существует примерно от 2,5 до 5 тысяч языков. При всех огромных различиях между языками они имеют и много общего. К таким признакам, объединяющим все языки мира, относятся, например, следующие:
- Каждый язык - достояние отдельного коллектива (народа, нации), в связи с чем любой язык (даже самый необработанный) выполняет в жизни этого коллектива разные функции, среди которых важнейшим являются два — быть средством познания и человеческого общения;
- Каждый язык состоит из звуков, произносимых человеком, с помощью которых формируются слова и выражаются мысли, поэтому любой язык имеет по крайней мере два коррелятивных (противопоставляемых) класса образований — слово и предложение;
- Любое высказывание в том или ином языке разделяется на элементы, повторяющиеся в составе других высказываний;
- Каждый язык обладает набором таких повторяющихся элементом и правилами их соединения в высказывания.
Предметом же высказывания являются такие сложные вопросы, как сущность языка, его происхождение и основные функции, соотношение языка и мышления языка и объективной действительности, типы языков, организация их языковых уровней, функционирование и историческое развитие, классификация языков и др.
Внутри языкознания условно можно выделить общее языкознание и частное. Предметом общего являются общие законы организации, развития и функционирования языков. В рамках общего языкознания находится типологическое языкознание, изучающее языки в сопоставимом аспекте и целю выявления общих закономерностей их развития и функционирования. Типологическое языкознание устанавливает языковые универсалии, то есть положения, которые действительны для всех языков мира (т. н. абсолютные универсалии) или для их значительного большинства (т. н. статистические универсалии).
К абсолютным универсалиям относятся, например, следующие:
- Во всех языках мира существуют гласные и смычные согласные (хотя соотношение их может быть разным);
- В каждом языке речевой поток делится на слога, среди которых обязательно встретится структура «согласный+гласный»;
- Во всех языках мира есть имена собственные и местоимения;
- В грамматической системе любого языка различаются имя и глагол;
- В каждом языке есть слова, передающие эмоции или команды человека;
- Если в языке есть категория падежа или рода, то в нём есть и категория числа;
- Если в языке есть противопоставление по роду у существительных, то оно есть и у местоимений;
- На всех языках мира люди говорят предложениями и т. д.
Из числа статистических универсалий можно привести, например, такие:
- В большинстве языков мира существует не менее двух различающихся гласных (исключение составляет лишь язык аранта в Австралии, имеющий только один гласный);
- В большинстве языком мира система местоимений имеет не менее двух чисел (исключением является один из австроинезийских языков — яванский, в котором в местоимениях ед.ч. и мн.ч. не различаются).
Частное языкознание обращено к изучению отдельных языков или группы родственных языков. Частное языкознание может быть описательным, описывающим факты языка в какой-либо момент его истории (причём не только современный, но и взятый в каком-либо временном отрезке) или историческим, то есть относящийся к движению времени, прослеживающим развитие языка на протяжении большего или меньшего отрезка времени.
Языкознание как наука включает множество дисциплин, среди которых:
- Дисциплины, связанные с изучением внутренней организации языка, устройства его уровней (например, грамматика, лексикология);
- Дисциплины, связанные с изучением исторического развития языка, с формированием его уровней (например, историческая фонетика, историческая грамматика, историческая лексикология);
- Дисциплины, описывающие функционирование языка в обществе (социолингвистика, диалектология, лингвогеография), изучающие широкий комплекс проблем, отражающих социальную природу языка, его общественные функции, роль в жизни общества и т. д.;
- Дисциплины, занимающиеся комплексными проблемами, возникающими на стыке наук (психолингвистика, математическая и инженерная лингвистика);
- Прикладные лингвистические дисциплины (экспериментальная фонетика, лексикография, палеография, дешифровка неизвестной письменности и т. д.);
Языкознание изучает явления, принадлежащие различным языковым уровням. Уровни языка — это ярусы общей языковой системы. Обычно выделяют следующие языковые уровни: фонемный (или фонологический), морфемный (или морфологический), синтаксический и лексический (или лексико-семантический).
Фонемный уровень языка представляют следующие лингвистические науки:
- фонетика — наука о звуковом уровне языка.
- фонология — раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, но с функциональной и системной точек зрения.
- морфонология — раздел языкознания, изучающий фонему как элемент построения морфемы.
Фонетике, фонологии, морфонологии, описывающим звуковую сторону языка, противостоят семантически ориентированные разделы языка, изучающие значение как отдельного слова, так и целого класса слов, объединённых общностью грамматического или словообразовательного значения.
С лексическим уровнем языка связаны следующие науки:
- лексикология — раздел языкознания, изучающий словарный состав языка и слово как его основную единицу, структуру лексического состава языка, пути его пополнения и развития, характер системных отношений внутри или между группами лексики;
- семасиология, исследующая лексическую семантику, соотнесённость слова с выражаемым им понятием и обозначаемым предметом действительности;
- ономасиология, изучающая вопросы, связанные с техников называния в языке, с членением мира в ходе познания его человеком.
Морфологический уровень языка описывают следующие науки:
- морфология, изучающая структуру слова, его морфемный состав и формы словоизменения (классификацию систем форм словоизменения), части речи и принципы их выделения;
- словообразование, описывающее строение слова, средства и способы его образования, условия появления и функционирования в языке.
Синтаксический уровень языка представляет синтаксис — раздел языкознания, описывающий процессы порождения речи: способы соединения слов (и форм слов) в словосочетания и предложения, типы синтаксических связей слов и предложений, то есть те механизмы языка, которые способствуют формированию речи.