Компания обратилась в суд за защитой своих прав и интересов. Биться предстояло с Пенсионным фондом Кемеровской области за начисленные страховые взносы в сумме 52 тыс., штраф 10 тыс. и пени 1 рубль.
Налогоплательщик не согласился с решением местного ПФР о включении в базу для начисления страховых взносов с выплат к празднику (к новому 2017 году). Заявитель считает ,что такие выплаты не подпадают под действие ч. 1 ст. 7 закона 212-ФЗ, поскольку:
1) не являются вознаграждением за труд, стимулирующей или компенсационной выплатой, а имеют разовый характер,
2) они не предусмотрены трудовым договором, заключенными с работниками,
3) произведены за счет чистой прибыли организации,
4) выплачены всем работникам в равной сумме (5 000 руб.) вне зависимости от занимаемой должности, трудового результата, сложности, количества и качества выполненной работы,
5) сумма выплаты не была рассчитана исходя из тарифов, окладов работников.
Также компания указала на то, что ПФР не представил доказательств обратного, поэтому решение пенсионного фонда надо отменить.
А что пенсионный фонд?
Он считает, что выплата, сделанная работникам к празднику, подлежит обложению страховыми взносами на общих основаниях: любая премия побуждает работника к труду, как следствие, носит стимулирующий характер и зависит от исполнения им трудовых обязанностей. Такие выплаты не указаны в перечне сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В связи с этим фонд полагает, что компания необоснованно не включила в базу для начисления страховых взносов премия в размере 259 тыс. руб. в декабре 2016 года.
Позиция суда по этому спору была такова:
1. Сам по себе тот факт, что выплата произведена работодателем в пользу работника, не свидетельствует о том, что любая выплата произведена в рамках трудовых отношений и относится к объекту обложения страховыми взносами .
2. Трудовое законодательство регулирует не только трудовые отношения, но и социальные отношения. Оплата труда состоит из прямого заработка, коменсационных выплат и выплат стимулирующего характера.
Суд заключил, что не имеется оснований согласиться с выводами ПФР об отношении таких выплат к трудовым, произведенные выплаты сделаны действительно в одинаковом размере, к трудовой функции или к должности не имеют отношения, носят социальную направленность, не мотивируют к труду, не повышают квалификацию и не влияют на качество труда, равно как ни квалификация, ни качество труда не повлияли на принятие руководителем решения о сумме выплаты.
Исходя из позиции ПФР все выплаты в адрес сотрудников так или иначе связаны с исполнением трудовых обязанностей. Однако суд считает иначе: если прямого указания на зависимость от результатов труда нет, то и страховые взносы платить не надо.
Итог: доначисления ПФР признаны судом вне закона, с фонда взыскать в пользу компании расходы на оплату госпошлины в сумме 3 тыс.руб.