На Тверском вагоностроительном заводе в разные годы выпускалось много уникальной продукции, но этот, как мы говорим сегодня, проект стоит особняком. Еще бы: не вагон, не тележка и вообще не сухопутный транспорт, а океанская яхта!
9 августа 2021 года исполняется четверть века с момента спуска на воду знаменитой яхты «Апостол Андрей», изготовленной на Тверском вагоностроительном заводе и впервые в истории мореплавания совершившей кругосветное плавание по северным широтам под парусом.
Событие было, безусловно, грандиозным. Неудивительно, что все местные газеты посвятили ему первые полосы, а при спуске яхты на воду в Тверском порту присутствовали сотни горожан.
Яхта строилась с 1993 по 1996 год. Изначально ее планировали изготавливать на заводе штампов им. 1 Мая, но из-за возникших там организационных и технологических сложностей производство перенесли на ТВЗ.
Строительство яхты велось в корпусе малых серий по особому проекту, автором которого стал житель Твери Валерий Конюхов. Непосредственно работами по изготовлению яхты руководил Игорь Яковлев, в ту пору заместитель начальника, а затем начальник рамно-кузовного цеха корпуса малых серий (РКЦ КМС). Сегодня Игорь Викторович руководит проектом «Иволга».
– Место для строительства яхты было выбрано оптимально, – считает он. – Для хождения судна в соленых водах нужен специальный материал – нержавеющая сталь, а в КМС она использовалась. Гребные винты и другие элементы конструкции яхты выполнены из нержавейки в соответствии с теми чертежами, которые предоставил Валерий Конюхов. Для изготовления яхты была выделена специальная команда с привлечением лучших сварщиков корпуса. Взаимодействие между конструкторами и производственниками осуществлялось под руководством начальника участка механообработки Александра Борисова, настоящего профессионала. Яхта была предназначена для путешествий во льдах, поэтому особое внимание было уделено толщине металла, из которого изготавливался корпус. Она составляла 6 мм, осадка яхты была 2,7 метра. В итоге «Апостол Андрей» показал себя прочным судном, который мог выдержать любую непогоду и штормы.
31 июля 1996 года яхту вывезли с территории завода. А вскоре, при спуске на воду, случилось непредвиденное: был поврежден вал гребного винта. Однако уже на следующий день благодаря слаженной и самоотверженной работе вагоностроителей под руководством Александра Борисова он был исправлен и вновь установлен на яхту.
В первое кругосветное путешествие на яхте «Апостол Андрей» отправился флаг завода: он был белого цвета с синим логотипом «ТВЗ». Сначала планировалось совершить лишь одну кругосветную экспедицию. Но экипаж, что называется, вошел во вкус. В итоге за десять лет экипаж трижды отправлялся в кругосветку и побывал во всех океанах и на всех континентах, а уж рассказывать обо всех приключениях можно сутками напролет…
Сегодня «Апостол Андрей» оснащен современными средствами навигации, радио- и телефонной связи, имеет все необходимое для жизни и работы экипажа. И, конечно, никто из его членов не забывает, откуда «родом» ставшая уже поистине легендарной яхта.
– Это было знаковое явление: впервые в мировой практике парусная яхта отправилась в кругосветное плавание по северным широтам, – говорит Игорь Яковлев. – Сотрудники завода гордились, что вложили свой труд в изготовление такого уникального судна.
Автор: Святослав Михня
Фото Litau.ru, архив ВС