Найти тему
Black Maria Кино 🎬

История японского кино от Нагисы Осимы

В 1995 г. Британский институт кино запустил документальный проект "Век кино", где яркие представители киноиндустрии из разных стран рассказывают о своем видении отечественной истории кино. О японском кинематографе призван был рассказать Нагиса Осима - прославленный режиссер "История жестокой юности", "Империя чувств", "Ночь и туман в Японии" и др. И вот как он увидел историю кино в Японии:

Кадр из фильма "История жестокой юности", 1960 г.
Кадр из фильма "История жестокой юности", 1960 г.

Кино очень быстро добралось до Японии. Уже через год после первого в мире кинопоказа, осуществленного в далекой Франции, в стране проводились киносеансы. Японцы с энтузиазмом взялись самостоятельно снимать фильмы. Основой первых кинолент были представления театра Кабуки.

Сёдзо Макино считается первым профессиональным японским кинематографистом. Он первый провел натурные съемки. А Даисукэ Ито изменил японское кино, разорвав его связь с театром Кабуки.

Кадр из фильма "Страница безумия", 1926 г.
Кадр из фильма "Страница безумия", 1926 г.

1 сентября 1923 г. в Японии произошло крупное землетрясение. Это событие сильно повлияло на кино - экраны заполнили слезливые мелодрамы. Теэйносукэ Кинугаса начинает снимать фильмы с европейским уклоном - "Страница безумия" 1926 г. и "Перекресток" 1928 г.

Кадр из фильма "Гионские сестры", 1936 г.
Кадр из фильма "Гионские сестры", 1936 г.

Экономический кризис, рабочие беспорядки, суровое подавление общества правительством изменило цели киноискусства. Скоро цели кино изменились, цензура ослабла и наступил первый "Золотой век" японского кино, характеризующийся историями о домашнем быте. Ярким примером является фильм "Гионские сестры" 1936 г.

Кадр из фильма "Человечность и бумажные шары", 1937 г.
Кадр из фильма "Человечность и бумажные шары", 1937 г.

В 1936 г. в Японии произошла попытка военного переворота. Страна встает на путь милитаризма и развязывает войну с Китаем. Несмотря на войну и многочисленные жесткие цензурирующие ограничения, кинематографисты создают вдохновенные произведения. Садау Яманака снимает "Человечность и бумажные шары" 1937 г., Тому Утида снимает "Беспредельное продвижение" 1937 г.

Кадр из фильма "Годзилла", 1954 г.
Кадр из фильма "Годзилла", 1954 г.

А зрелищные пропагандистские военные фильмы вызвали у кинематографистов интерес к спецэффектами, а после атомных бомбардировок переродились в ленты о монстре Годзилле - "Годзилла" 1954 г. Особой популярностью в эти тяжелые для страны годы пользовались комедии, такие как "Жизнь Мухомацу" 1958 г.

Кадр из фильма "Расемон", 1950 г.
Кадр из фильма "Расемон", 1950 г.

После войны появились новые яркие кинематографисты, которые могли более свободно высказывать критику из-за ослабления цензуры. Кэйсукэ Киносита выпускает "Утро семьи Осонэ" 1946 г., рассказывающий о либеральной семье, живущей в военное время. Акира Куросава своим шедевром "Расёмон" 1950 г. достигает международного признания и прокладывает путь к международной славе для многих других японских кинематографистов, достигших к тому времени высочайшего уровня мастерства.

Кадр из фильма "Ночь и туман в Японии", 1960 г.
Кадр из фильма "Ночь и туман в Японии", 1960 г.

Второй "Золотой век" японского кино связан с рождением Японской "Новой волны", ориентированной на реализм, критику старых устоев и протесты против действующего порядка вещей. Кэйсукэ Киносита выпускает "Сад женщин" 1954 г., Нагиса Осима снимает "История жестокой юности" и "Ночь и туман в Японии" 1960 г. - эти и другие ленты того времени протестовали против жертвенной позиции и подчинения феодальным устоям.

Но свободное выражение критики быстро нашло сопротивление, так как режиссеры подвергались гонениям, а их фильмы не только цензурировались, но и снимались с проката. Нагиса Осима рассказывает, что давление государственной власти вынудило его и многих других кинематографистов открыть собственные, независимые кинокомпании и снимать малобюджетное кино.

Кадр из фильма "Женщина-насекомое", 1963 г.
Кадр из фильма "Женщина-насекомое", 1963 г.

1960-е годы стали периодом смелых эротических фильмов. Табуированная ранее тема вызвала огромный зрительский интерес. Выходят такие инновационные фильмы как "Черный снег" 1965 г., "Женщина-насекомое" 1963 г., "Эрос + убийство" 1969 г., "Похоронная процессия роз" 1969 г. и др.

Кино становится пессимистичным и жестоким. Нагиса Осима снимает "Церемония" 1971 г., Ёсимицу Морита - "Затем" 1985 г., где показана смерть старых историй о домашнем быте из 1930-х. На экранах появляются многочисленные фильмы о преступниках и якудзе.

Кадр из фильма "Мужчине живется трудно", 1995 г.
Кадр из фильма "Мужчине живется трудно", 1995 г.

Этот период становится самым плодотворным в истории японского кино. Третий "Золотой век" подарил зрителям серию фильмов Ёдзи Ямада "Мужчине живется трудно" (насчитывающий 48 эпизодов с 1969 по 1995 г.), инновационный подход к повествованию Синдзи Сомай, снявшего "Клуб Тайфун" 1985 г. и пр.

Кадр из фильма "Сонатина", 1993 г.
Кадр из фильма "Сонатина", 1993 г.

В 1980-х появилось новое поколение кинематографистов, родившееся после войны. Все они изображают сложное японское общество, страдающее от недостатка общения, разрыва теплых человеческих связей, чувства изоляции и разочарования. Яркими представителями японского кино стали Такеши Китано (снявший "Сонатина" 1993 г.) и Дзёдзи Мацуока (снявший "Блеск" 1992 г.).

Кадр из фильма "Где восходит луна?", 1993 г.
Кадр из фильма "Где восходит луна?", 1993 г.

Говоря о будущем японского кино Нагиса Осима отмечает, что оно безусловно станет менее японским. В 1990-х уже стали появляться уникальные и одновременно универсальные истории о неяпонцах в Японии, такие как "Где восходит луна?" 1993 г. Этот фильм рассказывает о жизни корейских иммигрантов, которые являются второй по численности национальности в стране.

Источник информации: "История японского кино от Нагисы Осимы" 1995 г.

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )