В 1995 г. Британский институт кино запустил документальный проект "Век кино", где яркие представители киноиндустрии из разных стран рассказывают о своем видении отечественной истории кино. О японском кинематографе призван был рассказать Нагиса Осима - прославленный режиссер "История жестокой юности", "Империя чувств", "Ночь и туман в Японии" и др. И вот как он увидел историю кино в Японии:
Кино очень быстро добралось до Японии. Уже через год после первого в мире кинопоказа, осуществленного в далекой Франции, в стране проводились киносеансы. Японцы с энтузиазмом взялись самостоятельно снимать фильмы. Основой первых кинолент были представления театра Кабуки.
Сёдзо Макино считается первым профессиональным японским кинематографистом. Он первый провел натурные съемки. А Даисукэ Ито изменил японское кино, разорвав его связь с театром Кабуки.
1 сентября 1923 г. в Японии произошло крупное землетрясение. Это событие сильно повлияло на кино - экраны заполнили слезливые мелодрамы. Теэйносукэ Кинугаса начинает снимать фильмы с европейским уклоном - "Страница безумия" 1926 г. и "Перекресток" 1928 г.
Экономический кризис, рабочие беспорядки, суровое подавление общества правительством изменило цели киноискусства. Скоро цели кино изменились, цензура ослабла и наступил первый "Золотой век" японского кино, характеризующийся историями о домашнем быте. Ярким примером является фильм "Гионские сестры" 1936 г.
В 1936 г. в Японии произошла попытка военного переворота. Страна встает на путь милитаризма и развязывает войну с Китаем. Несмотря на войну и многочисленные жесткие цензурирующие ограничения, кинематографисты создают вдохновенные произведения. Садау Яманака снимает "Человечность и бумажные шары" 1937 г., Тому Утида снимает "Беспредельное продвижение" 1937 г.
А зрелищные пропагандистские военные фильмы вызвали у кинематографистов интерес к спецэффектами, а после атомных бомбардировок переродились в ленты о монстре Годзилле - "Годзилла" 1954 г. Особой популярностью в эти тяжелые для страны годы пользовались комедии, такие как "Жизнь Мухомацу" 1958 г.
После войны появились новые яркие кинематографисты, которые могли более свободно высказывать критику из-за ослабления цензуры. Кэйсукэ Киносита выпускает "Утро семьи Осонэ" 1946 г., рассказывающий о либеральной семье, живущей в военное время. Акира Куросава своим шедевром "Расёмон" 1950 г. достигает международного признания и прокладывает путь к международной славе для многих других японских кинематографистов, достигших к тому времени высочайшего уровня мастерства.
Второй "Золотой век" японского кино связан с рождением Японской "Новой волны", ориентированной на реализм, критику старых устоев и протесты против действующего порядка вещей. Кэйсукэ Киносита выпускает "Сад женщин" 1954 г., Нагиса Осима снимает "История жестокой юности" и "Ночь и туман в Японии" 1960 г. - эти и другие ленты того времени протестовали против жертвенной позиции и подчинения феодальным устоям.
Но свободное выражение критики быстро нашло сопротивление, так как режиссеры подвергались гонениям, а их фильмы не только цензурировались, но и снимались с проката. Нагиса Осима рассказывает, что давление государственной власти вынудило его и многих других кинематографистов открыть собственные, независимые кинокомпании и снимать малобюджетное кино.
1960-е годы стали периодом смелых эротических фильмов. Табуированная ранее тема вызвала огромный зрительский интерес. Выходят такие инновационные фильмы как "Черный снег" 1965 г., "Женщина-насекомое" 1963 г., "Эрос + убийство" 1969 г., "Похоронная процессия роз" 1969 г. и др.
Кино становится пессимистичным и жестоким. Нагиса Осима снимает "Церемония" 1971 г., Ёсимицу Морита - "Затем" 1985 г., где показана смерть старых историй о домашнем быте из 1930-х. На экранах появляются многочисленные фильмы о преступниках и якудзе.
Этот период становится самым плодотворным в истории японского кино. Третий "Золотой век" подарил зрителям серию фильмов Ёдзи Ямада "Мужчине живется трудно" (насчитывающий 48 эпизодов с 1969 по 1995 г.), инновационный подход к повествованию Синдзи Сомай, снявшего "Клуб Тайфун" 1985 г. и пр.
В 1980-х появилось новое поколение кинематографистов, родившееся после войны. Все они изображают сложное японское общество, страдающее от недостатка общения, разрыва теплых человеческих связей, чувства изоляции и разочарования. Яркими представителями японского кино стали Такеши Китано (снявший "Сонатина" 1993 г.) и Дзёдзи Мацуока (снявший "Блеск" 1992 г.).
Говоря о будущем японского кино Нагиса Осима отмечает, что оно безусловно станет менее японским. В 1990-х уже стали появляться уникальные и одновременно универсальные истории о неяпонцах в Японии, такие как "Где восходит луна?" 1993 г. Этот фильм рассказывает о жизни корейских иммигрантов, которые являются второй по численности национальности в стране.
Источник информации: "История японского кино от Нагисы Осимы" 1995 г.
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )