Как и при любом отклонении, у детей с сенсомоторной алалией есть свои особенности поведения. Не буду говорить за всех, но у Миши есть свои "фишки", которые выделяют его на детских площадках.
Конечно, первое, что бросается в глаза - вокализация. Как правило, детей она не смущает. Больше взрослых. Из-за того, что присутствует нарушение "общения" мозга с артикуляционным аппаратом, Миша часто заменяет привычную нам речь на свою собственную. При этом он пытается имитировать наши интонации, но выходит это немного грубо и громко. Меня это не смущает и я, как правило, этого даже не замечаю, т.к. уже привыкла. Но у большинства посторонних взрослых в глазах появляется страх. Поэтому фраза: "Не переживайте, он не агрессивен" уже плотно вошла в мой лексикон.
И это действительно правда. У ребенка совершенно отсутствует агрессия (это не является показателем диагноза, существуют и чрезмерно активные дети), даже "положительная". Это тогда, когда мы отстаиваем свои вещи или не даем себя бить-обижать. Приходится прививать вручную. Например, я беру ногу Миши, держу ее и не отдаю. Говорю "моя". Таким образом мало-помалу он начинает понимать собственные личные границы. Есть еще один пример. Наш педагог-дефектолог обнимает меня и не дает ребенку дотронуться, тоже говорит "моя". Сейчас уже Миша при таком поведении может меня взять за руку и увести.
На площадках, если не хочет делиться игрушками (жадина он у меня), просто спокойно забирает игрушку или закрывает их собой, чтобы не брали. В то время как еще недавно он просто очень огорчался и либо подходил ко мне расстроенный, либо шел занимался другими делами.
Еще важным моментом стало то, что он проявляет готовность обмениваться игрушками. Понимает, что если я говорю "это чужое" - брать нельзя. Так же последнее время проявляет желание общаться с ребятами, но не знает как. Иногда в процессе самостоятельных занятий, когда к Мише подходит какой-нибудь мальчишка или девчонка, я сажусь сзади и говорю вместо него: "Меня зовут Миша" и т.п., т.к. у нас существует проблема к самостоятельному обучению социальным навыкам. Большинство родителей с нашим диагнозом так же приходиться с этим сталкиваться. Практически любое взаимодействие с окружающими людьми (в первую очередь) закладывается в ребенка вручную. Из-за недостатка уверенности и активного словарного запаса общение с другими детьми в принципе для Миши - сложный процесс. Но на самом деле он немного расслабляется, когда слышит, что рядом бегающие дети зачастую тоже не вполне понятно изъясняются. Конечно ясно, что он их совсем не понимает, но при этом начинает осознавать, что у него не так все плохо. Это видно.
Расскажите, с какими сложностями сталкиваетесь вы? Как решаете проблему? С какими сомнениями боретесь?
Буду благодарна за лайк и подписку.