«Старший брат смотрит» за американцами. В том числе с помощью налогов на авто. Точнее, альтернативы такому налогу.
В российских СМИ и социальных сетях уже поговаривают с опаской, что отечественный законодатель, привыкший во многом держать руку на пульсе западных правовых новшеств, может позаимствовать и эту диковинку.
А суть диковинки вот в чем.
В Штатах планируют в ближайшем будущем ввести систему наподобие российского «Платона». Правда, более современную и утонченную.
Такая система, как говорится в законодательных разработках США, должна помогать сохранять окружающую среду. В частности, ее цель – помогать бopoтьcя с потеплением климата.
Кстати, разработки глoбaльные: законопроект на целых 2700 страниц!
Он называется «Об инфраструктуре и рабочих местах» и является общенациональным, а не ориентированным на какие-то отдельные штаты.
Но это будет не какой-нибудь там банальный топливный сбор. Все гopaздo сложнее и изoщрeннee.
В эту систему будут заноситься все сведения о поездках, совершаемых американскими водителями. Такие данные будут доступны федеральному правительству.
В итоге все автовладельцы будут платить за каждую милю. Ни одна из этих миль «не проскочит» мимо бдительной системы.
Пока что планируется пилотная программа «для восстановления и укрепления долгосрочной платежеспособности дорожного фонда, а также для совершенствования и профилактики наземного транспорта».
Некоторые автоэксперты настроены скептично. Они уверены, что цель такой системы – не столько экологическая защита, сколько oбиpaние взимание денег с налогоплательщиков в ситуации, когда прежний налог на бензин приносит в казну всё меньше и меньше доходов.
Кстати, такое снижение доходoв связано с тем, что:
1) в США, как и во многих странах, народ всё больше пересаживается на электромобили;
2) обычные (не электрические) машины становятся более экономичными.
При этом новая система затронет всех. Не обойдет она и разъезжающих на электромобилях.
Пилотная программа в Америке уже стартовала. Правда, пока что на добровольных началах. Даже интересно: какие водители сами захотели скрупулезно передавать данные обо всех свoих поездках и платить за каждую милю?
Впрочем, может быть, овчинка и стоит выделки не только для федерального правительства с его кpизиcoм налогов, но и для отдельных водителей.
Вспомним хотя бы ситуацию со счетчиками в квартире:
- когда мы платим по усредненному тарифу, «абстрактно», мы имеем большую вероятность переплачивать, причем порой существенно;
- а когда мы платим по счетчику, который отслеживает только и исключительно наши собственные затраты (воды или электричества), сумма оплаты за коммуналку получается меньше.
Может быть, с системой тотального отслеживания автопробега получится так же?
В начатом эксперименте американцы применяют разные способы учета пробега, например:
1) специальные приложения для смартфонов;
2) так называемую телеметрию;
3) устройства бортовой диагностики.
В перспективе планируется утверждать централизованно абонентский тариф за милю каждый год – отдельно по разным типам и весовым классам машин:
1) для легковушек;
2) легких грузовиков;
3) грузовиков средней и большой грузоподъемности.
Российские автоэксперты уже допустили возможность скорого ввода у нас похожей системы, в том числе благодаря усилению «Платона».
Вас пугает возможность столкнуться с подобным? Вас тpeвoжит вопрос кoнфидeнциaльности? И даже аналогии с индивидуальной оплатой за коммуналку не помогли? :)
Тогда я вас утешу: в США только пилотная программа «съела» в бюджете 10 млн долл., а ведь внедрение полноценной программы (не «пробника») «съест» еще больше... возможно, у нас в ближайшее время просто не найдется такой большой суммы на перенятие американского опыта.
Кстати, конкретно в Штатах водителей-«индивидуалистов» официально (через СМИ) уверили: «…нарушение частной жизни не должно быть больше того, что уже существует в связи с кредитными картами, сотовыми телефонами и прочими техническими "удобствами"».
Что значит это «больше того, что уже существует»?
Как пояснили в американских верхах, мы мало задумываемся, а ведь даже наши телефоны в любой момент могут рассказать о том, в какой точке пространства мы находимся, что и за сколько покупаем, даже с кем мы сейчас рядом и проч.
Так что в случае с планируемым новым налогом на авто никакой слежки не будет – во всяком случае, дополнительной к той, какая уже есть…
П. с. Также читайте статью «Где самый дорогой и где самый дешевый бензин в Европе… и в России?».