8 августа 1786 года в 18 часов 23 минуты Паккард и Бальма достигли пика горной вершины Монблан.
Наверное мало кому они известны, если вы не поклонник альпинизма. Ведь благодаря им, врачу Мишелю-Габриэлю Паккарду и горному проводнику Жаку Бальма, появился международный праздник альпинизма, которое празднуется ежегодно 8 августа.
Предыстория. Массовое желание покорить Монблан достигло апофеоза в начале 1760-х годов, когда Гораций Бенедикт де Соссюр, швейцарский геолог, ботаник и альпинист, не сумев взойти на вершину, назначил огромную премию тому, кто сделает это первым. Но в последующие 26 лет все попытки штурма горы для многих гидов заканчивались трагически.
Но летом 1786 года путешествующий врач Мишель-Габриэль Паккард встретился с местным охотником и горным проводником Жаком Бальма, и тот предложил ему вместе подняться на вершину, сказав, что знает легкий путь. Историческое, как позже оказалось, восхождение было назначено на 7 августа, а 8 августа в 18 часов 23 минуты Паккард и Бальма достигли пика горной вершины Монблан.
Кстати, «легкая» тропа, как выяснилось по мере продвижения, была не такой уж и легкой, и несколько раз Паккард даже готов был повернуть назад, но Бальма, подгоняемый мыслями о вознаграждении, удержал своего напарника. Хотя подъем был достаточно трудным, путь на вершину занял чуть более суток. Интересен тот факт, что первым на вершину взошел Паккард, хотя Бальма двигался с большим энтузиазмом. Именно Паккард установил флаг на вершине Монблан и сделал в дневнике записи о температуре и и давлении воздуха, а также зарисовки соседних вершин. После спуска Паккард взялся за написание книги о восхождении, а Бальма отправился к Соссюру за вознаграждением как покоритель Монблана. Деньги Соссюра сделали свое дело, поэтому мир признал первопроходцем именно Жака Бальма.
Альпинизм – это не просто спорт, это смысл жизни для самых заядлых альпинистов. Он относится к виду спортивно – экстремального вида туризма и предполагает собой восхождение человека на различные возвышенности. И это не обязательно могут быть горы. Основной принцип альпинизма – в преодолении препятствий, раз за разом повышая планку своих возможностей.
Поэтому хочется уделить время цитатам и афоризмам про горы, альпинизм и альпинистов. Приятного чтения.
1. Альпинизм – это архаичный мир, лишенный правил, и именно поэтому цена ошибки здесь очень велика. Царящая кругом анархия вынуждает альпиниста самостоятельно отвечать за свою жизнь. Каждое сложное восхождение является смертельно опасным, и в этом смысле альпинизм – занятие глубоко эгоистичное.
Райнхольд Месснер (один из самых знаменитых альпинистов в мировой истории, путешественник, писатель, в настоящее время депутат Европарламента и общественный деятель.)
2. Горы не стадионы, где я удовлетворяю свои амбиции, они – храмы, где я исповедую мою религию.
Анатолий Букреев (Советский и казахстанский высотный альпинист, горный гид, писатель. Заслуженный мастер спорта СССР, мастер спорта СССР международного класса, обладатель титула «Снежный барс». Покоритель одиннадцати восьмитысячников планеты, совершивший на них в общей сложности 18 восхождений.)
3. Человек учится через поражения, а не победы, как может показаться. Чтобы грамотно оценивать ситуацию, необходимо знать свой предел и определить его можно только на практике. У меня были неудачи на тринадцати восьмитысячниках, и я хочу, чтобы меня запомнили как альпиниста, потерпевшего наибольшее число неудач. Рекорды меня не интересовали. Если бы я в свое время не потерпел неудачи на Дхаулагири, Макалу и Лхоцзе, давно б уже погиб. Я люблю вызовы, но умею вовремя отступать.
Райнхольд Месснер (первым покорил все 14 «восьмитысячников» мира, некоторые из них в одиночку.)
4. Для страдающего от стресса, потерянного в экспандирующей цивилизации человека горы стали неким «игровым пространством», в котором он может обогатится опытом и переживаниями не доступными ему в обыденной, повседневной жизни. Игровое пространство, игра, правила игры. Владение ими — единственное условие для полного наслаждения захватывающим образом жизни: альпинизмом.
Райнхольд Месснер (Ему мы обязаны так называемым «альпийским» стилем, то есть восхождением без кислорода, страховочных канатов и предварительно установленных лагерей. В 1975 году с Питером Хабелером он завершает первый подъем без кислородных баллонов Gasherbrum, неся в рюкзаке только веревку и палатку.)
5. Только альпинисты знают, сколько силы воли и мужества нужно для отступления там, где есть хоть что-то, что оправдывало бы движение вверх.
Райнхольд Месснер
6. Я счастливый человек. У меня была мечта, и она осуществилась, а это нечасто случается с человеком. Взойти на Эверест- мой народ называет его Чомолунгма- было сокровенным желанием всей моей жизни. Семь раз я принимался за дело; я терпел неудачи и начинал сначала, снова и снова, не с чувством ожесточения, которое ведет солдата на врага, а с любовью, словно дитя, взбирающееся на колени своей матери.
Тенцинг Норгей (Непальский шерпа, альпинист. Один из двух людей, первыми покоривших высочайшую вершину мира - Эверест.)
7. Будущие поколения спросят: “Что за люди первыми взошли на вершину мира?” И мне хотелось бы, чтобы ответ был таким, которого мне не надо стыдиться. Эверест: высочайшая точка не одной какой-то страны, а всего мира. Он был взят людьми Востока и Запада вместе. Он принадлежит нам всем. И мне тоже хочется принадлежать всем, быть братом всем людям…
Тенцинг Норгей
8. Я могу часами смотреть на гору снизу вверх. Это может показаться странным, но я разговариваю с горой. Я стараюсь понять – ждет она меня или нет, пустит или нет.
Герлинде Кальтенбруннер (Австрийская альпинистка, одна из двух женщин, достоверно покорившая все высочайшие вершины планеты и первая, сделавшая это без использования дополнительного кислорода. В 2012 году стала «Исследователем года» по версии National Geographic.)
9. Поднявшись на вершину, человек возвышает себя и свою душу, свое сердце и свою мечту. Насколько хватает глаз, перед ним расстилается в молчании и таинственности страна снега и скал. Горы – это особый мир, они составляют часть планеты, как таинственное, изолированное королевство, где символом жизни являются воля и любовь
Гастон Реббюфа (французский альпинист, горный гид, инструктор по горным лыжам, писатель и кинематографист в придачу. К девятнадцати годам он стал профессиональным скалолазом затыкавшим за пояс своих более старших и опытных товарищей. Ни травмы, ни снежная слепота не могли остановить его. Он любил горы и всё знал про них. Из под его пера в 1946 году вышла книга для начинающих альпинистов "L'Apprenti Montagnard")
10. Вообще, все самые тяжелые моменты в горах, впрочем, как и в обычной жизни, происходят в сознании, в преодолении самого себя и во взаимоотношениях между людьми. Мороз, ветер, высота – все это лишь атрибутика, специфика вида спорта, являющаяся лишь фоном для познания самого себя и своих друзей. Все “экстримальное” это меняется, забывается, а остается опыт и чувства.
Денис Урубко (высотный альпинист, мастер спорта международного класса, неоднократный чемпион СНГ, Казахстана и Киргизстана в высотном, техническом, высотно-техническом и зимнем классах. Имеет неофициальный титул «Снежный барс» (прошёл все пять семитысячников СНГ за 42 дня лета 1999 года).
11. Борьба человека с вершиной выходит за рамки альпинизма в его чисто спортивном понимании. В моих глазах она является символом борьбы человека с силами природы; в ней ярко выражены непрерывность этой тяжелой битвы и сплоченность всех, кто принимал в ней участие. …Вскоре после нашего возвращения с Эвереста некоторым из нас пришлось беседовать с группой студентов. Один из них обратился ко мне с вопросом: «В чем смысл восхождения на Эверест? Вы были материально заинтересованы или это просто своего рода сумасшествие?
Джон Хант (британский альпинист, лорд, руководитель экспедиции британских альпинистов, совершивших в 1953 году первовосхождение на Эверест.)
12. Что дает альпинизм отдельной личности? – спрашивал полвека назад видный западный альпинист и отвечал так: – Он возвращает нас к природе, тому элементу, с которым большинство из нас утратило непосредственную связь. Стремление ввысь, беспредельное, стихийное – разве оно не уносит нас, как на волшебных крыльях, куда-то вдаль от привычного уровня, а вместе с ним от обычных дум?
Евгений Абалаков (советский скульптор и альпинист. Был первым альпинистом (и единственным из всей штурмовой группы Таджикско-Памирской экспедиции 1933 года), кто покорил пик Сталина высотой 7495 м, находившийся в юго-западной части Памира.)
Покорять горные вершины, получая удовольствие от восхождения, это удел сильных туристов, тех, кто предпочитает проверять свою выносливость, смелость, физическую силу. Впрочем, сегодня подъемы доступны для начинающих и даже подростков, а горные курорты пользуются популярностью по всему миру, привлекая неискушенных гостей.