Старинный меч, принадлежавший давно умершему или погибшему в битве воину - не просто интересная археологическая находка. Такой меч может нам о многом рассказать.
Примерно в VIII веке в Европе получают наибольшее распространение мечи так называемого каролингского типа. Это дальнейшая эволюция меча, предшественником которой считают меровингский меч и античную спату. Каролингский меч был одноручным, имел длинну от 75 до почти метра, имел широкое лезвие, был обоюдоострым, окончание в отличие от меровингского меча было заострено. Такого меча для битв VIII - X веков, когда стальные доспехи еще не получили широкого распространения, было как правило достаточно. Это было самое настоящее время клинкового оружия. Если в античную эпоху технологии не позволяли изготавливать длинные мечи, а позже этот вид оружия был вытеснен из-за дальнейшего развития доспехов и массового применения конницы как основной ударной силы, то именно это время было золотым веком одноручного клинкового оружия.
Массовому применению мечей по сути мешала лишь их дороговизна, поэтому одновременно с ними и более массово поначалу применялись боевые топоры. Однако именно вокруг мечей сложилась особая культура, отраженная как в сагах так и рыцарских романах. Хорошему мечу давали имя, он часто передавался в семье от отца к сыну.
Поначалу у древних восточных славян мечи не были широко распространены. Все найденные археологами мечи ранних веков были импортными. Историк Дмитрий Николаевич Анучин - обращает внимание, что все ранние мечи найденные на Руси в точности соответствуют скандинавским и скорее всего были привезены норманнами. Что лишний раз подтверждает присутствие скандинавов на Руси. Оружиевед Павел Павлович Винклер изучая труды арабских летописцев Ибн-Даста и Ибн-Фодлана обратил внимание, что они описывая оружие древних славян замечают, что "мечи их широки и работы франкской". То есть речь идет как раз о каролингских мечах, распространенных как в западной Европе так и Скандинавии.
Крупнейший специалист по древнерусским мечам Всеволод Викторович Арендт, а также оружиевед Ян Петерсен также обращали внимание, что первые древнерусские мечи в точности соответствуют классическим каролингским мечам "эпохи викингов" и как вид вооружения были принесены на Русь плававшими туда скандинавами. О дефиците мечей у славян может косвенно говорить и известное повеление Карла Великого, в начале ІХ в. запретившего продавать мечи славянам "неимеют, и не давать им!".
Само же массовое производство мечей было тогда сконцентрировано на Рейне и Дунае, а сами мечи были ценнейшим товаром и совершали порой далекие путешествия пока не попадали в руки своего хозяина. В том числе и на Русь. Наиболее известны мечи типа ULFBERHT (найдено более 200 экземпляров), которые имеют одно и то же клеймо, но зачастую разные рукояти, что говорит о том, что они скорее всего дорабатывались потом уже местными мастерами в связи с пожеланиями хозяев. Мечи эти были очень широко распространены в северной и восточной Европе. Полагают, что слово Ulfberht лишь первоначально означало отдельного франкского мастера, прославившегося качеством своей работы, возможного родоначальника и организатора бурно растущего производства. Впоследствии это имя стало маркой и, вероятно, закрепилось за крупной группой Рейнских оружейников или мастерских.
Еще одной мастерской чьи мечи находят и на Руси была оружейная мастерская с клеймом INGELRII. Но ее мечи встречаются заметно реже.
Когда же на Руси возникло собственное производство мечей?. Поначалу вопрос пытались решить анализируя содержания никеля в железе из которого изготовлен меч. Известный исследователь средневековой металлургии Борис Александрович Колчин исследовал много образцов, но в итоге пришел к выводу, что таким образом разрешить вопрос не получится, т.к. часто однозначно привозные мечи и мечи, которые точно были изготовлены на Руси имеют одинаковый процент содержания никеля.
Окончательное решение вопроса принадлежит авторитетнейшему историку и археологу Анатолию Николаевичу Кирпичникову.
Он исследовал найденный в 1890 году в поселке Хвощево близ Миргорода Полтавской области при сельскохозяйственных работах старинный меч явно местной работы.
Меч представляет собой клинок 85,3 см в длину и 5 см в ширину. Рукоять достаточно нетипична для того времени, прибалтийско-скандинавского типа с изображением чудовища. На одной стороне клинка написано слово "коваль" (кузнец), а на другой слово "людо.а". Пятая буква не сохранилась, большинство исследователей считают, что это было слово "людота", хотя некоторые исследователи предполагают слово "людоша".
Скорее всего, при изготовлении меча использовались навыки каролингских (обозначение подписи), скандинавских (декор) и русских оружейников (форма рукояти) той эпохи.
Меч датируется концом X - началом XI века и таким образом можно говорить, что в это время на Руси уже существовало собственное производство мечей, а оружейники брали за их основу западные образцы.
При этом Кирпичников отмечал, что уже со второй половины X века восточные авторы точно начинают различать западноевропейские и славянские мечи. Например в своем трактате ал-Бируни раскрыл секрет изготовления мечей русов, казавшихся ему совершенными. Он писал, что русы выделывают свои мечи из (сортов металла) шабуркана (сталь), а бороздки (долы) по середине их из нармахана (железо), чтобы придать им прочность при ударах и предотвратить их поломку. В другом месте своего сочинения ал-Бируни отмечает, что изготовлением железа для ковки клинков занимались русы и сакалибы (пленные мастера-славяне у мусульман). Воспоминания о мечах русов сохранились на Востоке вплоть до XV ст., а в одной рукописи индийца Факр-и-Мудабира, написанной в мусульманском Дели (1210 - 1236 гг.) среди одиннадцати известных тогда групп мечей наряду с франкскими, хазарскими, византийскими, йеменскими, индийскими, китайскими и другими отмечены и русские клинки.
Еще чуть более старым считается плохо сохранившийся обломок меча с реконструированной надписью на ней "слав", который судя по форме гарды может быть либо полностью местного изготовления, либо переделан из западного меча.
Правда, остаётся проблема: откуда наши кузнецы получали качественное железо и сталь? Из болотной руды, считают специалисты, путного оружия не сделать. На это Кирпичников отвечает: переделывали чужие клинки под собственные потребности.
Также нужно отметить, что в известном Тимиревском городище под Ярославлем было налажена массовая добыча качественного металла из метеорита упавшего там когда то, которое и могло служить какое то время местным сырьем для такого производства. Добытое сырье наверняка служило и предметом торговли с соседними славянскими родами.
Кстати интересный факт, со временем на Руси с мечами происходит характерное изменение: гарда с двух сторон отклоняется вперёд – археологи считают, что это сделано для того, чтобы облегчить рубку с коня, ведь у русичей появляются враги из Великой степи. У норманнов же такой эволюции не наблюдается их мечи как правило были с прямой гардой. Таким образом, каролингский меч как тип оружия попав сначала к скандинавам, потом пришел с ними и на Русь, где немного эволюционировал.
В любом случае можно точно сказать, что к середине X века на Руси уже существовало свое производство мечей, образцом для которых по всей видимости и послужили классические каролингские мечи, прежде всего норманнов, чье присутствие согласно археологическим исследованиям наблюдалось еще с VIII века.
Почему же ранних отечественных мечей найдено так мало? Ответ прост. Значительную часть находок составляют мечи погребенные вместе с хозяином. А после принятия христианства эта практика сошла на нет.