Найти тему
На завалинке

Голова. Рассказ

Деревня. Разгар лета. Детвора бежит по тропинке. По одну сторону от дороги колосятся поля, по другую лужайка. За ней овраг, за оврагом лес. Дети смеются, толкаются. Семилетний Ваня сорвался и кубарем катится вниз. Через минуту раздаётся его пронзительный визг.

Ребята напугались, замерли. Самый старший двенадцатилетний Мишка спускается за ним, чтобы помочь вылезти. Остальные стоят и ждут наверху.

Мишка спустился. Он видит, как Ваня стоит на дне оврага возле огромной кучи старых веток. У его ног лежит круглый, как мяч предмет. Мальчик плачет и дрожит.

- Ну, чё? – спрашивает Мишка, осматривая руки и ноги мальчика, - Руки, ноги целы… А чего орал-то, как будто режут? Напугал нас…

Мальчик шмыгает носом и показывает пальцем на предмет. Мишка легонько ногой его толкает. Предмет переворачивается. Это человеческая голова. Оба орут.

Торопливо вылезают из оврага. Мишка командует всем бежать по домам, а сам летит к председателю.

Он несётся, не разбирая дороги. Добежав до деревни, он переполошил всех собак. Они с лаем кинулись за ним. Затем отстали. Мальчик не замечает, как одна из собак клацнула зубами по его ноге. Кровь течёт тонкой струйкой.

https://photocentra.ru/images/main15/153880_main.jpg
https://photocentra.ru/images/main15/153880_main.jpg

У колодца стоят и болтают две женщины. Одна из них, набрала воды и отставила вёдра ближе к дороге. Она, опираясь на коромысло, что-то рассказывает. Обе смеются. Вёдра мешают, и мальчик лихо перепрыгивает их. Когда он летит над водой, то одна капля крови падает в ведро.

- Ошалел, что ли? – кричит женщина, махая кулаком, - Чуть не сшиб меня… Пыли то, пыли то поднял…

Годом ранее.

На колхозном собрании принято решение отремонтировать мельницу. После долгих споров и уговоров, собрали необходимую для покупки сумму. За нужным оборудованием в город направляют Георгия Малышева. Он самый грамотный и ответственный, ему все доверяют.

- Ты, Георгий – голова! – хвалит председатель, - Тебе ли не разобраться. Езжай, купи всё, что надо. Мельница нам позарез нужна.

Сумма денег не маленькая. Жена Анфиса дома переживает за мужа.

- Гриш, боязно мне, - дёргает мужа за рукав, - Что, как украдут в городе деньги или…

- Перестань, Анфис, - успокаивает он, - Всё я предусмотрел. Я на себе деньги спрячу, и никто не найдёт. А до станции меня проводит Сысоев. Дорога не близкая идти по лесу… Ладно, всё хорошо будет. Ты детей береги.

У Георгия и Анфисы трое ребятишек: Иван 12 лет, Василий 10 лет и Варя 7 лет.

После отъезда Георгия прошёл месяц. Он не вернулся.

По деревне поползли слухи, что у него в городе полюбовница, и что на собранные деньги он кутит в ресторанах. Анфиса расстроена, но сплетням не верит и ждёт мужа. На сердце тяжело. Началась травля. Сельчане, при встрече с Малышевой, плюют ей вслед и шипят: «Воровка!». Деревенские мальчишки по науськиванию родителей с удовольствием забрасывают ворота дома Малышевых грязью и с улюлюканьем разбегались. Детям Георгия тоже достаётся. Им не дают прохода и дразнят «выродками вора». Старший Ванька часто приходил домой с разбитым лицом. Так прошёл год.

***

Мишка запыхался, вбегает в контору к председателю Максиму Фомичу. Весть, принесённая мальчиком, перевернула жизнь в деревне. Приехал уполномоченный из города и ещё несколько человек с винтовками. Долго разбираются. Обошли все дома, всех опрашивали. Через несколько дней собрали народ и объявили, что найден убитый Георгий.

Оказалось, что он был убит и ограблен здесь, недалеко от деревни. Ни в каком городе его не было, а сплетни распускали те, что его убили.

Хоронили Георгия всей деревней. Председатель сказал красивую речь.

Совсем недавно односельчане оскорбляли и плевали в спину его жене, а сейчас они же с траурными лицами стоят у его гроба, опустив глаза.

***

Толпа готова обвинять человека, опираясь лишь на чьи-то подозрения. И не важно, что нет доказательств. Достаточно, что кто-то что-то сказал.

Когда мы научимся думать и отстаивать своё мнение, а не бегать за толпой в стаде…

Другие мои рассказы:

Звонок ниоткуда

Дыхание смерти

Чужой ребёнок

Дорога в один конец

Акимыч