Прочитал несколько обзоров по вопросу – «Рейтинг альбомов Metallica: от худшего к лучшему». Тема, сразу скажу, спорная и, когда дело касается нескольких общепризнанно плохих или лучших альбомов, то люди сразу яростно начинают спорить. Поэтому, упреждая возможные упрёки и мощные аргументы в стиле «Да всё это бред, слушай сюда!», оговорюсь, что:
а) Metallica – уникальная команда, которой на протяжении всей своей карьеры удавалось совмещать традиции и новаторство.
б) Благодаря практически бессменному составу (за исключением места басиста) и неиссякаемым творческим потенциям Хэтфилда и Ульриха, группа имеет свой собственный, неповторимый стиль, как по части музыки, так и по части текстов.
в) Участники группы в своём творчестве не ограничиваются рамками одного жанра (трэш-металл или хэви-металл). Если внимательно слушать все альбомы по порядку, то становится очевидным постепенное расширение творческого диапазона и разветвление жанровой направленности при большем или меньшем сохранении корневой основы.
Поэтому я не буду вести речь о лучших и худших альбомах. Все они были записаны в разное время, под влиянием разных музыкальных течений, накопленного музыкантами опыта и морального состояния, особенностей продюсирования. Неизменным было одно – желание не стоять на месте, пожиная собственную славу и былой блеск.
Выстроим их от наименее удачного (с точки зрения музыки, исполнения, звука и песенного наполнения) к наиболее успешному именно как творческому акту.
На мой, субъективный взгляд, конечно.
11. St. Anger
Да, именно эту работу ставлю последним номером списка, как и большинство составителей аналогичных перечней.
Общепризнанные минусы: отсутствие гитарных соло; барабаны Ульриха, который вдруг решил переквалифицироваться в жестянщика; подсевший вокал Хэтфилда и манера исполнения в целом; затянутость песен и однообразность аранжировок.
Объяснением всему этому служит моральное состояние членов группы в то время, вызванное уходом Джейсона Ньюстеда и затяжным алкогольным возлиянием Хэтфилда. По сути, команда находилась на грани распада. Весь этот процесс задокументирован в фильме Some Kind of Monster, после просмотра которого отношение к альбому может смягчиться, но слушать по большей части его всё равно – тяжкий труд. И ещё – смотреть фильм интереснее.
Тем не менее, и тут есть неплохие номера, например, Frantic, Some Kind of Monster, My World, Sweet Amber.
По сути, альбом действительно представляет собой несущийся на слушателя большой сгусток несфокусированной и грубой ярости, что оставляет неоднозначное впечатление после прослушивания.
Тем не менее, необходимо признать, что выпуск такой пластинки именно в то время для группы был смелым шагом, поскольку вокруг правила мода альтернативного рока и музыканты намеренно пошли против течения, попытавшись сделать нечто вроде Kill 'em All нового века – сырой, грубый и бескомпромиссный.
10. Load
Да, как ни странно, но именно первенца из двух братьев, рождённых группой в конце 90-ых, я ставлю на предпоследнее место. Тому две причины.
Во-первых, на первом из условного двойного альбома, который первоначально планировался к выпуску группой, Металлика как будто осторожничает и формирует плейлист из треков, похожих на те, что не являются столь знаменитыми на знаменитом «Чёрном альбоме».
Во-вторых, несмотря на безусловно заслуживающие внимания и уважения песни, большинство из них напоминают уже известных к тому времени Alice in Chains, Soundgarden, Primus, ZZ Top, Aerosmith.
Тем не менее, альбом является гораздо бОльшим экспериментом, чем предыдущий, несёт в себе яркий отпечаток собственного, узнаваемого стиля, а также содержит такие бесспорные шедевры, как Ain't My Bitch, The House Jack Built, Mama Said и The Outlaw Torn.
9. Reload
Как бы мне лично ни хотелось поставить эту пластинку повыше, но, учитывая творческую ценность и музыкальное наполнение остальных лонгплеев команды, приходится отдать восьмое место экспериментальному и разнообразному Reload.
В отличие от своего предшественника, записанного в одно с ним время, данный альбом демонстрирует больший уход музыкантов в поле психоделичного хард-рока и альтернативного металла.
Широкого признания этот труд на момент выхода не снискал и до сих пор среди преданных фанатов т.н. «классического» звучания Металлики он практически отвергается за отход от каких-то ведомых лишь им канонов.
Что ж, совершенно напрасные терзания, ибо, за исключением пары-тройки не совсем удачных экспериментов (вроде мерзотного женского вокала в The Memory Remains или довольно невнятной Low Man’s Lyric), альбом наполнен хорошими номерами, на которых группа демонстрирует отличную творческую форму и умение не засиживаться в удобном и мягком кресле трэш-металла.
8. Kill 'em All
Вот тут я сильно рискую вызвать праведный гнев истинных поклонников группы.
Что ж, так тому и быть, но я в здравом уме и твёрдой памяти ставлю дебютник группы на седьмое место. Нисколько не умаляя новаторства и революционности данной работы для своего времени, а также признавая его как один из столпов жанра, задам всем простой вопрос – как часто вы включаете этот альбом, чтобы послушать Металлику? Лично я – весьма редко.
Во-первых, в плане звучания пластинка сильно приклеилась ко времени своего выхода в свет. В этом нет ничего плохого, но образ каких-то волосатых металлюг, которыми в то время и были музыканты, не оставляет ни на минуту, когда переслушиваешь Kill 'em All.
Во-вторых, тут больше молодецкой агрессии и несущегося в упоении самим собой металла, чем музыкального и текстового содержания, каковые добавляются на следующих альбомах.
В-третьих, в плане содержания альбом сыроват и по большей части представляет собой зачатки той великолепной цельнометаллической картины, которая предстанет перед взорами и слухом изумлённой публики в будущем.
Но, несомненно, что такие номера, как The Four Horsemen, Jump in the Fire, Seek&Destroy, Metal Militia – классика треш-металла.
В целом я бы охарактеризовал дебютный альбом группы, как арсенал возможностей и зачатки будущего фирменного стиля.
И да – гитарные запилы тут убойные, ничего не скажешь.
7. Metallica (The Black Album)
И снова я лезу на рожон, поскольку уж благодаря этому диску о группе узнали все, кому и знать про неё не нужно было (например, поклонники российских шансона и попсы).
Тут собраны, пожалуй, самые известные композиции, бесконечное количество раз ротируемые на радио и телевидении. Но… Именно это и делает альбом как бы разделённым на две части. На весь тот мейнстрим, благодаря которому о команде узнали все, кто ни попадя, думая, что это и есть та самая музыка прославленного коллектива. И на то, что на пластинке остаётся от той самой Металлики из крутых 80-ых.
А на самом деле прорыв заключался в буйной смеси одного с другим, просто коктейль тут ещё не сильно перемешался.
После грандиозного и прогрессивного «…And Justice for All» Чёрный альбом демонстрирует выход группы за пределы металла, вернее, насыщение последнего смежными жанрами.
Некоторые поклонники не смогли простить группе упрощение звучания и структуры композиций, но, как по мне, именно этот альбом стал переломным в творчестве Металлики, проложивший мостик к последующим разнообразным и амбициозным Load, Reload, Garage Inc., S&M и даже Lulu.
Некоторые песни здесь явно проходные, но равным образом и они, и другие отличные композиции теряются в тени "ЭнтерСадманов", "Анфогивенов" и "НасинЭльсМаттерсов".
На этом пока всё, продолжение следует...