До повальной цифровизации, граждане очень скандальными были. Например, очередь к врачу в поликлинике. Всегда разные личности вперед других прорваться пытались:
– Мне только спросить…
– Анализы забрать…
– Я – ветеран с острой болью…
Такие баталии случались! Теперь же точно по времени принимают. Если очереди где и сохранились, то получаешь номерок и сидишь, в смартфон или планшет уткнувшись. Не стало человеческого общения. Опять же начальство разное поголовно в Интернет ушло. Придешь с жалобой или просьбой, а тебя уже у дверей охранник развернет и пошлет в онлайн. В нем и пиши, а то бумаги на вас – жалобщиков – не напасешься. А так, порой, хочется во весь голос сказать, что наболело!
На днях в отделении Сбербанка интересная история произошла. В нем очередь в кассу накопилась. Сидели дед с палкой, бабка с тележкой, восточный человек в спортивном костюме, физкультурник с эспандером, женщина с ребенком. Ну и еще человек пять разных. У каждого талончик.
Дед не вытерпел, заведующую вызвал. Та пришла и объяснила, что второй кассир на обеде, у них плавающий график.
Понятно. Миллионов пять принял или выдал – желудочный сок выделился. Надо перекусить. А то, работая с чужими деньгами, язву получить – раз плюнуть.
Все сидят, в смартфоны уткнулись. Кто-то жалобу строчит виртуально. Ребенок захныкал – мать ему не соску, а планшет с мультфильмом сунула.
Из кассы клиента выпустили, а нового не зовут.
И тут в Сбербанк мужчина зашел. Банальный такой мужчина с рюкзачком за спиной. Но что-то с ним всё-таки не так. Руки пустые. Отсталый мужчина: ни смартфона, ни планшета, ни телефона кнопочного, как у бабки в очереди.
Зашел и сразу ко всем обратился, попросился в кассу без очереди на минуту зайти, что-то ему там спросить надо было.
Его бы, может и пропустили, но очень уж народ ждать устал. Физкультурник поднялся и дверь загородил. Эспандер из правой руки в левую переложил. Мол, у меня не пройдешь. И дед подгреб, у двери остановился, на палку то ли опирается, то ли ударить ею готовится. Восточный человек смотрит недобро. Одна только бабка отозвалась.
– Ишь! – говорит, – самый хитрый! Бери талон, как все. Через час вызовут – тогда и спросишь!
Мужчина плечами пожал, подошел к стойке, которая талоны выдает. Наклонился, интимно так на нее оперся и прямо в экран сказал:
– Соедините с Барановым! Банк на проспекте Ленина. Прошу разрешение на проход в кассу по лимиту.
Все от смартфонов и планшетов оторвались, операционистки за окошками головы подняли.
А из стойки: «вжик» и талончик вылез. И знаете, не успел талончик вылезти, как его в кассу вызвали. Объявили: «Номер И-24, пожалуйте без очереди в кассу!»
Дед и физкультурник рты разинули, а он между ними шмыг и там.
Народ на стойку смотрит. Бабка поднялась. С тележкой подошла, наклонилась к стойке и закричала:
– Баранов! Я старая и с медалью за труд, а тут мало того, что льготы отменили, еще и по лимиту пускают не ветеранов, а каких-то прощелыг!
За ней другие подтянулись.
– Баранов! – зарычал в табло дед, – когда пенсии пересчитаешь?..
Мать ребенка впереди себя сует: «Скажи дяде Баранову про детские пособия».
У стойки не протолкнуться. Обступили ее, про пенсии Баранову рассказывают, просят платеж по ипотеке отсрочить, что воду горячую отключили.
– Я баранов рэжу! – кричит восточный человек. – Баранов! Прописка давай!
Мужчина с рюкзаком давно ушел, а люди все успокоиться не могут. Всё, что у них за время цифровизации накопилось, Баранову высказали.
Я хотел у Баранова по тому лимиту кредит попросить, но к стойке не пробился.
Когда дед стал по ней палкой стучать, заведующая подошла. Позвонила кому-то. Сразу вторая касса открылась. Бабку в одну кассу вызвали, деда в другую, следом физкультурник, человек восточный из кассы с пачкой денег вышел.
Пятнадцать минут – и очереди нет. Только в мое кредитное окно никого не вызывают.
Банк опустел. К стойке подошел, осмотрел ее. Стойка, как стойка. Никакого микрофона. Как тот мужчина с рюкзачком, наклонился, оперся там же, не успел ничего сказать – а из нее талон вышел. В кассу, на обмен валюты. И тут же мой номер на табло зажегся.
Теперь понятно. Обмен валюты для банка самый прибыльный, на него без очереди пускают. Он на него талон и взял. А болтал, чтобы внимание отвлечь.
Из цирка товарищ или из правительства. Но все равно спасибо ему. Люди пообщались, в кои то веки до начальства дотянулись, все, что накопилось, выплеснули, и им легче стало.
Одно плохо, кредит мне в тот день так и не дали.
Андрей Макаров