Настал черед «Подростка». Роман, который при первом прочтении был мной практически не понят. Я тогда только начинал этот блог и совсем не разбирался в литературе. Сейчас хоть немного подрос. Это заметно, если читать старые материалы — стиль, речь и голова были другие. Иногда даже неловко. Однако, наглядный пример полезности литературы.
Роман «Подросток» был написан к 1895 году. История его создания интересна тем, что в отличие от многих текстов Достоевского у нас сохранились рукописи двух последних частей романа и некоторое количество черновых тетрадей. То есть «Подросток» — это один из самых пОнятых и исследованных романов писателя. Здесь нет никакого гадания о «символизме синих занавесок». Сам Достоевский пишет о них в своих черновиках и планах. Это действительно уникальный случай — мы можем отследить стадию формирования замысла; метаморфозы основной идеи; запланированные пункты и различия получившегося романа с черновиком.
Если кратко, то роман повествует о подростке Аркадии Долгоруком. Он увлечён подпольной идеей. Я надеюсь, что вы с Достоевским знакомы и понимаете что такое «подполье». Идея подростка заключается в накоплении богатства, а именно: «Быть Ротшильдом». И где же здесь подполье? За успехом, за богатством сейчас носятся многие. Соль в следующем: деньги необходимы Аркадию, как инструмент могущества. Он стремится стать скупым рыцарем. Угрюмый и одинокий человек жаждет власти, посредством накопления огромных средств. Можно обозначить еще проще — миллион в кармане нищего. В романе Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы» есть похожий персонаж — Морденко. Оскорбленный одним жизненным обстоятельством, он решает мстить. Для этого ему нужны средства. Морденко превращается в скрягу. Успешно занимается ростовщичеством. Но даже скопив нешуточный капитал, ходит в обносках и просит милостыню на паперти. Нищий, в чьём кармане миллион.
Тут вот о чем стоит упомянуть. Ожидающие, что весь роман будет посвящён стадии первоначального накопления капитала или, что расскажет о некоих проявлениях воли и могущества, скорее всего разочаруются. Идея Аркадия Долгорукого незаметно для него самого (а для нас тем более!) осуществляется. В руки подростка попадают некие документы, которые жизненно необходимы главным действующим лицам. С их помощью каждый сможет решить свою проблему. Таким образом Аркадий Долгорукий становится нищим с «миллионом в кармане». Наяву он это не осознаёт, но бессознательно ведёт себя так, словно достиг своей цели. Я повторюсь, как только появляется документ, идея о Ротшильдовом богатстве исчезает. Аркадий знакомится с тем, что называется «светская жизнь», с головой уходит в интриги. Предупреждаю недоумение, которое может возникнуть у читателя «Подростка»: идея никуда не исчезает. Она реализуется, но не в первозданной чистоте. Это первый факт, который мешает понять роман и делает его запутанным, сложным. Я тоже при первом прочтении, а тем более без специальной литературы, это не заметил.
***
В предыдущей статье я уже писал, забегая вперёд, о своём понимании романа «Подросток». Мне кажется, что события «Бесов» и «Подростка» происходят в одной «вселенной». В первом мы констатируем результаты воспитания. Герои выросли теми, кем выросли. Процесс становления и взросления в «Бесах» опущен. Во втором, наоборот, автор сосредотачивается на воспитании. «Подросток», словно опущенная часть «Бесов». Логично предположить, что многие его персонажи вполне могли расти и воспитываться, как Аркадий Долгорукий. Достоевский демонстрирует худший вариант этого развития событий, при котором подросток находит своё место среди бесов (становится бесом). Роман «Подросток», к счастью, заканчивается иначе. Судьба Аркадия Долгорукого представляется иной.
Основных персонажей, как в прошлых материалах, я разбирать не буду. Дело в том, что ничего нового я сказать не смогу. Не только исследователи высказались об этом исчерпывающе, но и сам Достоевский оставил прямые указания. С ним что ли спорить? В его ли замыслах искать нечто упущенное? Я имею ввиду символизм персонажей. Кто такой и что такое Версилов. Что представляют собой Макар Иванович, Софья и Екатерина Ахмакова. Это все уже не единожды разобрано. Причём, подробнейшим образом. Спорить и искать нужно. Это важная часть разбора какого-либо произведения. Однако, необходимо понимать необходимость споров и поисков. В случае с «Подростком» я просто не вижу возможности «толковать» персонажей как-то по новому или хотя бы с другой стороны. Просто рекомендую прочесть роман, а потом поискать материалы о нем. Обязательно натолкнётесь на толкование этих персонажей. А я попробую все-таки о подростке.
Аркадию Долгорукому девятнадцать лет. Верхний порог подросткового периода. Герой идентифицирует себя по разному: может прикрыться подростковостью, а может яростно с этим спорить, всячески отказываясь считать себя подростком. Так кто же такой Аркадий Долгорукий? На мой взгляд, это — инфантильный юноша. Ее-то, свою инфантильность, он изживает на страницах романа.
На самом деле, если держать это в голове (а так же трансформацию идеи о Ротшильдовом богатстве), то текст Достоевского становится предельно понятным. Простым, насколько это возможно. Можно даже опустить до следующего чтения все эти символы и аллегории, а сконцентрироваться на воспитательном аспекте романа. Аркадий Долгорукий, в силу своего инфантилизма (неизжитой еще подростковости), грезит могуществом. Заполучая оное в виде документа, он представляет себя центром мироздания, а конкретно, событий романа. Ему кажется, что все вертится вокруг него и его тайной силы. Он с головой уходит в показное потребление (живет в унизительный долг!). Словно в омут, ныряет в каждую интригу. Он и с Версиловым, и с Анной Андреевой, со старым князем, с Екатериной Ахмаковой, с Ламбертом. Аркадий Долгорукий мечется, не имея сил выбрать окончательно сторону (нет, установка на положительное имеется, но то и дело он оказывается в крайне сомнительной компании или обстоятельствах). Герой мыслит о себе, как об объекте, когда на самом деле является субъектом. Аркадий Долгорукий — инструмент в интригах его окружения; случайный человек. И только сама жизнь, все ее обстоятельства и происшествия, сваливающиеся на голову нашего подростка, способны наполнить сосуд тем, что зовётся опытом. Подросток действительно превращается в юношу. Инфантилизм вытесняется осознанием. Финал романа вселяет определенные надежды.
И вот о чем я еще подумал. Если Аркадий Долгорукий находит себя и своё место, научается жить, перестав быть инфантильным юношей, то кто же тогда герои «Бесов»? Все они вполне себе походят на тех, кого в отсутствии воспитания и жизненного опыта можно назвать инфантильными личностями. Все эти революционеры, горе-идеологи. Это можно трактовать, как неизжитую подростковость; детская психика во взрослом теле. Со всеми ее обидами, желаниями и капризами.
Скажут: Достоевский написал эйджистский роман. Пусть даже и так. Возраст важен. Жизненный опыт важен. Их совокупность, представляется мне, и обеспечивает финал романа «Подросток». Появляется надежда. Инфантильные взрослые-бесы опасны. Подростки, стремящиеся перепрыгнуть период становления, опасны. Достоевский своим творчеством демонстрирует, насколько сильное значение имеет воспитание. Скажу больше, в его текстах зашифрован ключ к правильному воспитанию. Ищите.
Контакты:
Ютуб – разговорный жанр; обо всем, чему не нашлось места в остальных соц. сетях.
Яндекс.Дзен – сухая выжимка, только статьи.
Инстаграм – татуировка и ей сопутствующее; личная жизнь и быт.
Телеграм – агрегатор всех соц. сетей; иногда тексты.
Поддержать поступком:
Не забудьте рекомендовать сообщество! Это огромная поддержка. Так же вы всегда можете подписаться на уведомления сообщества, рассылку материалов или выразить поддержку материально.
Яндекс.Деньги — 4100 1703 6817 712
QIWI — +7 977 340 65 97