При работе с детьми как для коррекции дисфункций, так и для общего развития необходимо, чтобы ребёнку нравились занятия. В этом случае он будет заниматься с удовольствием и получит от них пользу.
Приветствую вас, уважаемые гости канала! Поговорим о детских проблемах и их коррекции.
Активное участие ребёнка во всех играх, вовлечение его в процесс придумывания, организации, участия, совместно с ним проговаривать последовательность действий, подводить итоги, что и как получилось, какие ощущения есть при этом.
Использовать сильные стороны развития, делить на мелкие шаги действие, что позволит ребёнку повысить самооценку. "У меня получилось!".
Все эти и другие действия развивают базовые навыки планирования и выполнения последовательности действий.
На что нужно обратить внимание при определённых конкретных нарушениях праксиса - моторного планирования?
Начнём с нарушения двусторонней дисфункции.
Двусторонняя координация - это способность выполнять согласованные действия обеими сторонами тела и также пересекать среднюю линию.
Средняя линия тела - воображаемая вертикальная линия, разделяющая тело на левую и правую половины. Ребёнок пересекает среднюю линию, когда скрещивает руки на груди, кладёт ногу на ногу, правой рукой трогает левое ухо.
Навык координации обеих сторон тела необходим для развития мелкой и крупной моторики. Начинает развиваться эта способность в младенчестве, когда ребёнок перекладывает игрушку из одной руки в другую.
Упражнения при нарушениях:
- игры с ротацией корпуса и пересечением средней линии. В нашем ролике "Ладушки-ладушки" показано хорошее и весёлое упражнение;
- качания на качелях, в гамаке, в кресле - качалке как вперёд-назад, так и из стороны в сторону;
- игры с мячом, с канатом, с верёвкой;
- игры с песком, пластилином, тестом;
- готовить, резать, мешать.
Визуальная диспраксия - слабые зрительно - пространственные навыки восприятия формы и пространства.
Упражнения:
- игра с пуговицами, использование их по цвету, по размеру, выкладывать ими дорожки, круги;
- ходить по тонкой линии, например, по ленточке;
- следить глазами за движением предметов;
-проводить различные (прямые, кривые) линии, соединять точки прямой линией;
- бросать предметы в цель (мяч в корзину).
Диспраксия при вербальных инструкциях может быть связана с проблемой вестибулярной системы.
Упражнения: вовлекать в игры с устной инструкцией, проговаривать действия до их выполнения, рассказывать о том, что сделали.
Постурально - двигательные нарушения - сложности с мышечным тонусом, гравитацией, постуральная неуверенность, трудности со схемой тела.
Упражнения: использовать пространственные навыки и навыки расчёта времени. "Гигантские шаги", карабкаться, пролезать, преодолевать полосу препятствий, игра в классики, прыжки через предметы.
Соматодиспраксия. Дети с этим нарушением неуклюжие, неловкие, с недостаточно сформулированной схемой тела, испытывают трудности в планировании моторных актов, сложности обучения моторным действиям.
Упражнения. Развивать осознанность тела, активные движения, подвижные игры, занятия на скорость и быстрые движения с изменением направления. Это могут быть прыжки на батуте, на мяче, полоса препятствий, гребля, бассейн с мячом, качели.
Идеационная диспраксия. Сложности с генерацией цели и идей. Дети пассивны, не знают, что делать, ограничено количество моторных актов, не знают, что делать с игрушками, часто не помнят и не могут воспроизвести, что делали раньше, не могут планировать.
Упражнения:
- поиски новых способов использования игрового оборудования;
- развивать способность планировать серию действий, шагов (сделать поделку, приготовить бутерброд, одеть куклу);
- карабкаться и качаться.
Генерализованная дисфункция - сложности сенсомоторной и вестибулярно - проприоцептивной сфер.
- Упражнения:
- тактильные, пространственно - телесные и двигательные ощущения нужны, чтобы почувствовать своё тело и понять, как двигаться в пространстве;
- растяжки - специальные упражнения на основе естественного движения. Мягкое растяжение без напряжения.
- ползание взад, вперёд, вбок, на животе, на спине, без помощи рук, без помощи ног.
При всех видах нарушений полезны упражнения йоги.
Отмечайте "нравится", если получили полезную информацию.
Подписывайтесь на мой канал.