В воскресенье 5 августа 1962 года около трех часов ночи в своем доме, расположенном по адресу 12305 Пятая Хелена Драйв в Брентвуде в Калифорнии, была обнаружена мертвой Мэрилин Монро. На момент смерти ей было тридцать шесть лет.
В 4:25 утра доктор Хайман Энгельберг, личный врач Мэрилин, позвонил в Западный полицейский участок Лос-Анджелеса и сообщил: «Мэрилин Монро умерла. Она покончила жизнь самоубийством. Я [нахожусь] в ее доме».
В 4:40 в дом Мэрилин прибыл первый полицейский - сержант Джек Клеммонс. Он обнаружил, что Юнис Мюррей (экономка актрисы) делает уборку помещений и кладет белье в стиральную машину рядом со сложенными стопкой чистых полотенец, а также докторов Гринсона и Энгельберга, находящихся в комнате рядом с телом Мэрилин, лежащим в постели лицом вниз и накрытом простынями. Сержант Клеммонс вспоминал: «Ее тело [явно] было перемещено. Мэрилин лежала на животе в [как я это называю] «солдатской позе». Ее лицо было на подушке, руки прижаты к бокам, правая рука слегка согнута, а ноги идеально выровнены, как если бы она позировала для фото. Я чувствовал себя так, как будто прибыл на место преступления. Мне уже приходилось видеть самоубийства, совершенные с помощью барбитуратов. Перед смертью у жертвы должны были случиться судороги, рвота, их тела искажены. Упаковки с таблетками на столике были явно расставлены в идеальном порядке, а телу намеренно придали другую позу. Все выглядело слишком аккуратно».
Инспектор Роберт Э. Байрон, который брал показания у доктора Гринсона, доктора Энгельберга и экономки Юнис Мюррей в своем официальном отчете отметил: «Офицер полиции считает, что миссис Мюррей была максимально расплывчата и уклончива в своих ответах на вопросы, касающиеся деятельности мисс Монро накануне ее смерти».
Около 5 часов утра вокруг дома на Пятой Хелена Драйв постепенно собралась толпа людей: журналисты, репортеры с телевидения и радио, папарацци. Грузовики и легковые автомобили заблокировали улицу. Джеймс Бэкон, обозреватель «Ассошиэйтед Пресс», впоследствии рассказывал: «Я прибегнул к старой уловке - представился полицейским, утверждая, что меня направили из офиса коронера. Я вошел в дом, но задержался там недолго, однако достаточно для того, чтобы увидеть, как она лежит там на кровати. Я заметила, что её волосы и ногти были не ухожены». В 5:10 утра сержанта Джека Клеммонса сменил шеф полиции Уильям Паркер, чтобы продолжить расследование и заставить замолчать Клеммонса, который выявил несколько противоречий в показаниях экономки. Первоначально Мюррей сообщила ему, что обнаружила тело в полночь, позже она заявила, что это произошло в три часа ночи, а по словам Клеммонса с момента смерти прошло около восьми часов. Представитель коронера Гай Хокетт также отметил, что «… смерть произошла несколько часов назад. Она была окоченевшей и потребовалось почти пять минут, чтобы выпрямить ее. Она лежала, совершенно прямо, в полуфетальном положении. Ее сухие и ломкие волосы были в очень плохом состоянии из-за всех этих процедур. Она выглядела настолько плохо, что было трудно поверить, что это действительно она. Она выглядела как обычная и небогатая женщина, которая только что умерла. Никакого макияжа, взлохмаченные волосы без укладки, усталое тело. У всех нас было одинаковое впечатление».
В 7:30 утра коронеры в сопровождении владельца кладбища Westwood Memorial Park Гая Хоккета перевезли Мэрилин, завернутую в обычное синее одеяло, в морг Westwood Village. Там оно оставалось несколько часов в маленькой комнате, заполненной щетками и банками и где фотограф Бад Грей из «Геральд Ревизор» сделал снимок завернутого в одеяло тела. Затем Мэрилин переправили в бокс №33 Окружного морга в здании суда Лос-Анджелеса. Репортеры смогли пробраться и туда. Фотограф Ли Винер в обмен на пару бутылок виски, предложенных сотрудникам морга в качестве взятки, сумел сделать множество снимков — работники морга открыли для него дверь бокса из нержавеющей стали, выдвинули полку, на которой лежало тело и дали возможность отснять пять фотопленок, три из которых Винер отправил в журнал «Лайф», который не стал их печатать по этическим соображениям (и мы не станем, за такое и бан получить на платформе можно).
В 10:30 утра началось вскрытие тела, которое проводилось в комнате без окон в подвале здания суда Лос-Анджелеса, на столе №1, оборудованном системой водоснабжения и канализации, а также весами. Процедуру в присутствии наблюдателя от окружного прокурора Джона Майнера производил патологоанатом Томас Ногучи, ему помогал ассистент Эдди Дэй. На посмертной фотографии для полицейского отчета Мэрилин запечатлена с дряблым опухшим лицом и с прямыми мокрыми волосами (оба этих снимка легко находятся по запросам в поисковике, кому нужно – найдет).
В понедельник 6 августа 1962 года тело Мэрилин Монро перевезли из окружного морга Лос-Анджелес в морг кладбища Вествуд-Виллидж , где должны были состояться её похороны.
8 августа на похоронах, организацией которых занимался бывший муж Мэрилин, известный бейсболист Джо Ди Маджо, присутствовал всего тридцать один человек — только семья и близкие друзья актрисы. Герметичный гроб из тяжелой [высоко каратной] бронзы, изготовленный фирмой «Белмонт каскет», был украшен старинным серебром и отделан изнутри атласным шелком цвета шампанского.
Мэрилин была одета в своё любимое бледно-зеленое платье от Pucci, которое она носила 22 февраля 1962 года во время пресс-конференции в мексиканском отеле «Хилтон» и зеленый шифоновый шарф. Поскольку её тело было сильно повреждено во время вскрытия, на голову пришлось надеть парик в котором она снималась в своем последнем фильме «Неприкаянные» и который выглядел так же, как её настоящая прическа. Посмертный макияж актрисе сделал её друг — визажист Уайт Снайдер. Однажды она в шутку попросила его, чтоб он сделает ей последний мэйк-ап, если она умрет раньше него. На эту работу у Снайдера ушло около десяти часов. Сам он впоследствии называл эту задачу «самой трудной из всех, что когда-либо делал».
В час пополудни в часовне началась торжественная церемония, когда там прозвучали фрагменты из Шестой симфонии Чайковского, а также одна из любимых мелодий Мэрилин – «По ту сторону радуги» из фильма «Волшебник из страны Оз». Местный священник произнес короткую проповедь из Библии «О сколь же чудесно сотворена она Всевышним». Затем с надгробной речью выступил Ли Страсберг, а Джо Ди Маджио вложил ей в руки букет розовых роз. Известный драматург Артур Миллер, еще один бывший муж Мэрилин, назвал её похороны «уроком приличия, которого давно не хватало Голливуду».
Мэрилин Монро похоронили в стенном склепе из розового мрамора в Коридоре Памяти №24 на кладбище Мемориального парка Вествуд-Виллидж. Табличка на склепе гласит: «MARILYN MONROE 1926-1962».
В субботу, 18 августа 1962 года, следователь-судмедэксперт округа Лос-Анджелес Теодор Дж. Карфи совместно с докторами Робертом Литманом и Норманом Фарбероу из группы по предотвращению самоубийств провел пресс-конференцию, на которой зачитал заключении о смерти Мэрилин Монро. «Я пришел к выводу, что смерть была вызвана самолечением седативными препаратами и что это, вероятно, самоубийство». Окончательный токсикологический отчет показывает, что смертельная доза барбитурата, о которой сообщалось ранее, была положительно идентифицирована как нембутал. Официальное заключение врача-токсиколога Р. Дж. Абернети о причинах смерти: «отравление барбитуратами – внутренняя передозировка».
Автор - Олег Энгель