Как выковырять из-за укрепленных городских развалин готовых к долгому сопротивлению бармалеев? Или развалить на части машину террориста-смертника на дальних подступах? Или снять снайпера, засевшего в хитро оборудованном "гнезде" на верхних этажах в хаотичной арабской застройке? Можно, конечно, вызвать огонь артиллерии, или авиацию, но в оперативной обстановке на это, как правило, не хватает времени. Однако, всё меняется, когда поблизости есть старый добрый друг, по имени "Шилка".
На различных сайтах, где публикуют фотографии боевых действий и Гражданской войны в Сирии можно нередко заметить эти самоходные зенитные установки, вооруженные счетверенной 23-мм пушкой. Авиации у "бармалеев", кроме кустарных беспилотников, вроде как не наблюдается. Против нынешних самолётов израильтян, имеющих с машиной старые счеты (читайте материал по синей ссылке), она сегодня уже бесполезна, те даже не входят в сирийское воздушное пространство. Но в этой войне старый советский аппарат остается одной из самых востребованных боевых машин. Её секрет в огромной плотности, весе и точности залпа, которые одинаково хорошо работают как в небе, так и на земле.
Про новую миссию это мы, конечно, погорячились. Использовать этот старый, и отлично зарекомендовавший себя аппарат для ведения наземной войны пытались ещё во Вьетнаме, во время одной из первых боевых премьер Шилки против армии Юга этой страны. На Ближнем Востоке довели эту практику, можно сказать до совершенства. Во время арабо-израильских и ливанских войн у Шилки было полно профильной работы, но сирийским и египетским зенитчикам регулярно приходилось спускаться с небес на грешную землю и поддерживать свинцовым ливнем (шутка ли, 3400 выстрелов в минуту) свою деморализованную пехоту.
Во время Афганской войны эту практику широко применяла Советская армия, которая не имела угроз с воздуха, зато имела немалые проблемы с засадами и снайперами. Разведка обнаруживала по ходу идущей колонны подозрительные места, а "стальная метла" ЗСУ гарантированно зачищала точку от всех нежелательных элементов. С лёгкостью она разносила и глиняные заборы-дувалы, за которыми также частенько любили устроить схрон моджахеды. В гористой местности зенитное предназначение этой машины оказалось весьма кстати, даже при отсутствии вражеской авиации. Но не менее эффективной она оказалась на узких улочках восточных городов, когда после "Арабской весны" заполыхало от Северной Африки до Афганистана.
На исходе своей боевой карьеры самоходная установка полностью поменяла боевую ориентацию и выступила в роли полноценной машины поддержки пехоты. Особенно она полюбилась сирийским спецназовцам, ибо тем приходилось раз за разом штурмовать укрепленные города. Местные спецы собственными силами провели модернизацию, из-за которой Шилка практически утратила возможности как единица ПВО, зато лишилась всего, что мешало ей стать полноценной сухопутной боевой машиной. С неё сняли радиоприборный комплекс, увеличили боекомплект и поставили дополнительное бронирование. Примитивные противокумулятивные экраны сделали машину гораздо более стойкой, а дополнительные листы брони - неуязвимой для крупнокалиберных пулемётов бармалейских тачанок. Иногда каноничную Шилку тюнинговали так, словно её готовили к съемкам в постапокалитическом боевике, вроде "Безумного Макса".
Первыми новые машины получили бойцы элитной 4-й дивизии и "Силы Тигра". Практика её применения была проста. Разведка засекала огневые точки, а Шилка, выезжая из-за укрытия, нашпиговывала их несколькими мощными очередями. Её двухсотграмовые снаряды превращали укрытие боевиков в груду руин и неаккуратных ошметков. Установки активно применяли в боях за пригороды Дамаска, в Восточной Гуте, Алеппо, то есть везде, где сирийскому спецназу приходилось действовать в плотной городской застройке. И она никогда не подводила. Продолжение следует...
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо