Некоторое время назад в моем городе разразился скандал. На одной из центральных улиц города на торце безликой пятиэтажки какая-то рекламная фирма нанесла огромное изображение женщины в восточном наряде с караваем. Просто нарисовали это красками. Картина должна была символизировать положение города между Азией и Европой, на перекрестке торговых путей.
Прежде на стене была коммерческая реклама — ведь место весьма выгодное — мимо идет большой трафик транспорта. И вот в процессе конкуренции, в которую были замешаны и рекламные фирмы, и власти, и жители дома, кто-то не выдержал и сделал своего рода культурный объект. Мол, кто теперь посягнет на картину?
Будь это в советское время, там бы появилась мозаика. Ведь такое уличное изобразительное искусство было отличительной чертой архитектурного образа городов в СССР. Сейчас, спустя 30 лет после развала Советского Союза, никто уже не видит в этих панно идеологической пропаганды, набившей оскомину. Это настоящее искусство, зачастую сделанное очень мастерски, и до сих пор является украшением наших городов.
Но почему именно мозаика? Ведь эта технология родом откуда-то из Римской империи.
Да, действительно, смальта как украшение интерьера появилась в Риме в II-I столетии до нашей эры. До сих пор на раскопках находят мозаичные полы в хорошей сохранности. Смальта - кусочки цветного непрозрачного стекла оказались очень долговечными.
Интересно, что и в России смальта появилась вовсе не в советское время, а тысячелетием раньше, вместе с византийскими традициями украшения храмов.
Русские корни
И во времена Киевской Руси были свои центры изготовления смальты. Правда, это был довольно дорогостоящий процесс.
В 18 веке Михаил Ломоносов потратил немало времени на поиск технологии изготовления смальты: провел несколько тысяч опытов. И сумел создать множество оттенков, добавляя в стекло окислы металлов. А в 1754 году была даже построена фабрика, но со смертью основателя Московского университета она пришла в запустение.
А появившаяся в второй половине 19 века мастерская А.А. Фролова перенимает уже опыт не Ломоносова, а итальянских мастеров. Но именно в это время мозаика начинает входить в моду, ею отделывают фризы доходных домов, используют в украшении храмов. А в первые советские десятилетия оказывается, что мозаика со своей тысячелетней историей вполне подходит для пропаганды коммунистических идей в веках. Подобно тому, как итальянская рассказывает нам о жизни в римской империи.
Мозаика появляется в мавзолее, в метро. А в послевоенное время ее ждет настоящий расцвет. Дело в том, что наступает время панельного домостроения, советские города наполняет модернистская архитектура из бетона. И мозаика оказывается как нельзя кстати.
Во-первых, она добавляет цвета и изобразительности монолитным фасадам. Да и, с точки зрения пропаганды - идеальное искусство. Создает канонические идеологические образы.
Во вторых, она долговечная, не выгорает на солнце, не выветривается и не разрушается в суровом климате нашей страны. Ее можно применять от Заполярья до Средней Азии.
В-третьих, - она не утяжеляет фасад и вполне вписывается в модернистскую архитектуру. Кстати, смальтой украшены и многие пятиэтажки брежневского периода. Зачастую это были не панно, а просто однотонная отделка фасада.
Первое время после распада СССР эти мозаичные панно вызывали негативные ассоциации, но сейчас, когда выросло новое поколение, которое о советском времени знает только по рассказам родителей, прежний пропагандистский налет развеялся. Сейчас мы смотрим на эти мозаики именно как на художественное творчество.
Более того, даже начались общественные движения за сохранение тех или иных панно. В том числе в бывших советских республиках, где антисоветские настроения куда более сильные. Кроме того, уникальность советский мозаики признается во всем мире. Да это наше прошлое, и это великолепный памятник изобразительному языку того времени. А кое-где даже сохранились неизрасходованные запасы этой смальты. Интересно, вернется ли такая отделка в моду. Мне почему-то кажется, что обязательно.