Найти тему
ПОД СТУК

Почему на всех поездах на железной дороге, а также в метро, окна делают скруглёнными, а не прямыми?

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала. Практически все с самого детства привыкли к тому, что окна на практически всём рельсовом подвижном составе имеют так или иначе выраженные скругления в углах.

И поскольку это нечто максимально обыденное, то этим вопросом мало кто задаётся. Однако в этой статье я объясню, почему окна в пассажирских вагонах и локомотивах делают скругленными, а не прямыми, как в жилых и не очень зданиях.

Автор фото: Марина Абдуллаева
Автор фото: Марина Абдуллаева

Механические напряжения..

Помимо всех прочих факторов, вагон или локомотив сам по себе должен быть прочным настолько, чтобы не развалиться в пути даже спустя 30-40 лет эксплуатации.

Железнодорожный подвижной состав, в отличие от жилых домов, постоянно подвергается динамическим нагрузкам во время движения. Дело в том, что квадратное окно состоит из четырёх прямых углов. И эти самые четыре угла являются слабым местом.

Если посмотреть на ветхие бетонные или кирпичные дома, то можно заметить, что трещины как раз идут от углов окон. Это связано с концентрацией механических напряжений, которые вызывают трещины как в бетоне, так и в металле.

-2

А вот скругляя углы оконных проёмов, инженеры-конструкторы добиваются того, что механическое напряжение распределяется по всей кривой (той самой скруглённости), а не в одной точке, как в случае прямого угла.

Если бы окна были прямыми, то срок службы подвижного состава был бы значительно ниже из-за появления усталостных трещин со временем, как раз по углам окон. Кстати, первый пассажирский реактивный самолёт - британская «Комета» имел именно квадратные окна (иллюминаторы).

-3

Из-за них два самолёта разбилось, так как со временем, возникали трещины в металле, которые приводили к взрывной декомпрессии и разрушению самолёта в воздухе. На вагоны, конечно, нагрузки действуют поменьше, да и взрывной декомпрессии они не подвержены (так как отсутствует разница давлений внутри и снаружи), однако, согласитесь - разрушение вашего вагона прямо в пути, перспектива не очень.

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!

Читать далее:
Почему в метро при подъезде к станциям в старых вагонах гаснет свет? И почему не гаснет в новых?
Новый виток оптимизации. Теперь «РЖД» хочет избавиться от профессии помощника машиниста.
Можно ли залечь внутри рельсов и не быть сбитым поездом? А также реальная история, как на пацана вылилось содержимое туалета!

-4