В одной из прошлых статей я писала о книге «Сказка сказок, или забава для малых ребят» – прародителе известных европейских сказок вроде «Золушки», «Белоснежки» и «Спящей красавицы».
И хотя средневековые сказочки раньше были предназначены и для детских ушей, в них много жутких подробностей и очень сомнительными моральными ценностями для маленьких читателей.
В наше время по таким сюжетам впору снимать триллеры.
Что, впрочем, и сделали в 2015 году, когда на экраны вышел фильм «Страшные сказки».
За основу взяли три основные истории из творения (и ещё несколько по мелочи) Жана Батиста Базиле (или в итальянском переводе Джован Баттиста Базиле/Джамбаттиста Базиле)– именно он автор произведения «Сказка сказок, или забава для малых ребят».
Названия оригинальных сказок: "Волшебная лань", "Ободранная старуха" и "Блоха".
Такая основа – безупречна для будущего шедевра.
А если в неё внести выразительную визуальную составляющую, подкрепить успех известными актёрами (Сальма Хайек, Венсан Кассель, Тоби Джонс), добавить динамичное повествование на экране и при этом растворить в нём капельку современной повестки вроде токсичного родительства/сильных женских персонажей/отравляющей жизнь погоней за вечной молодостью, то получится нажористый бульон для годного супа зачёркнуто фильма.
Фильм получился и вправду классный.
Он смотрится на одном дыхании. Нам показывают три отдельных новеллы про «далёкие-далёкие королевства», чем-то напоминающие Испанию/Францию и другие европейские государства из прошлых столетий. Снимали виды величественных королевских замков на родине писателя Базиле -- в Италии.
Долина туманов
В первой истории королева-мать (Сальма Хайек) отчаянно хочет родить ребёнка. Ей рассказывают, что если она съест сердце морского монстра, то она непременно достигнет цели (и даже муж ей не потребуется, ага). Король добывает сердце ценой собственной жизни. Королева съедает сердце и вскоре рожает мальчика…
Но случается непредвиденное: работница на кухне, готовившая ей, тоже рожает ребёнка.
У маленького принца и бедняка с детства устанавливается особая родственная связь, что очень раздражает королеву – она хочет быть самым главным человеком в жизни любимого сына.
Одинокий утёс
Вторая история про короля-сластолюбца (играет Венсан Кассель), очарованного прекрасным голосом нежной девы.
Он стоит у двери и умоляет её прийти к нему в опочивальню, не догадываясь о том, что его подруга несколько старше, чем он предполагает.
Вторая сказка не понравилась мне и в книге (в конце старая героиня, желая вновь стать молодой, даёт содрать с себя кожу заживо).
Хотя, безусловно, это актуально и в наше время. Не случайно же многие дамы сидят на изнурительных диетах, терпят болезненные уколы красоты и даже ложатся под нож хирурга ради сохранения молодости.
Эх, я не осуждаю и в какой-то мере понимаю (пропела в голове строчку из песни "Oh, now I'm turning thirty" и пошла наносить крем для кожи вокруг глаз).
Но вот концовка в фильме мне вообще показалась скомканной и натянутой. Хотя в плане визуала это самая красивая новелла.
Если вы также цените визуальную составляющую в кино, то обратите внимание на эти фильмы -- о трёх красивых фильмах я уже писала ранее.
Дикие горы
Третья история о короле-сумасброде, решившим развлечься весьма странным образом.
Втайне ото всех он вырастил огромную блоху. А когда «питомец» умер, то велел сделать из него шкуру и издал указ, что если кто-то угадает, из чего сделана шкура, то получит в жёны его дочь.
Никто не мог справиться с заданием, кроме… огра-людоеда.
Так бедной принцессе пришлось стать женой чудовища и пройти через ад.
Больше всего мне понравилась третья новелла.
В сравнении с оригинальной сказкой вышло гораздо жёстче – в первоисточнике девушке приходят на помощь и всё заканчивается хорошо.
В фильме бедная принцесса выстрадала по полной из-за своего невменяемого папаши, но и как персонаж стала значительно лучше – сильнее, умнее, хладнокровнее и смелее.
Такая трансформация в духе времени: раньше прекрасную принцессу спасали, теперь же современные «принцессы» должны спасать себя от огров сами (как говорится, «убьют – приходите»).
Ничего не напоминает?
В конце три линии пересекаются и все герои сказочной вселенной оказываются знакомы друг с другом.
Финал историй можно назвать условно счастливым (а для кого-то не очень счастливым и даже совсем не счастливым. В общем, всё как в жизни).
Премьера этого фильма состоялась на Канском кинофестивале и вскоре полюбилась многим зрителям по всему миру.
А вы смотрели этот фильм?
Другие статьи канала:
Моя книга на Литрес: