Найти тему

"Ты не хочешь?": несколько слов о детской мотивации

«Как мотивировать ребенка учиться?» - такой вопрос часто задают родители и учителя школьников. После ввода этого запроса в популярную поисковую систему отображается более 100 000 записей. За этим вопросом часто скрывается страх, что если взрослый не сможет сделать ЧТО-ТО, ребенок НИЧЕГО не сделает (в смысле: ничего полезного) - он не захочет узнавать что-то новое, приобретать навыки или совершенствоваться в какой-то области. Как будто дети по натуре ленивы и ждут только "пинка" со стороны взрослого, иначе они были бы неспособны ни на какие усилия...

А теперь давайте вернемся на несколько лет назад к детской площадке, заполненной дошкольниками. Когда мы смотрим на них, мы обнаруживаем интригующую вещь - эти дети все время учатся! Через игру они открывают для себя новые правила, управляющие миром, изучают правила поведения в группе (социуме), улучшают моторику, координацию и ориентацию в пространстве. Нужна ли им мотивация для этого? Обещать награды, грозить штрафами?

Мы приходим в мир с мотивацией развиваться и учиться. Мы внутренне наделены тем, что можно назвать потребностью в развитии. Нам не нужно получать вознаграждение, чтобы делать то, что важно для нас (более того, вознаграждение может эффективно отговорить нас от этого, но об этом позже в тексте). Мне грустно отмечать, что иногда 7-8-летние, то есть дети в начале школьного пути, разочаровываются и производят впечатление, что они «не хотят» учиться или развиваться. И все же это те самые дети, которые за несколько лет до этого с большим энтузиазмом научились ходить и исследовали окружающий мир...

Поэтому я думаю, что стоит задаться вопросом не о том, как мотивировать детей к развитию, а о том, как не разрушить их внутреннюю мотивацию, как поддержать ее, как разжечь огонь, который есть внутри каждого ребенка.

 

 

100 рублей за пятерку по математике!

Вы когда-нибудь мотивировали своего ребенка таким образом? Вы хотели побудить его что-то сделать (например, подготовиться к тесту по математике), поэтому вы предложили награду - несколько дополнительных рублей на карманные деньги, мороженое, дополнительный час перед телевизором. Я предполагаю, что в то время такая стратегия могла быть успешной... но заставило ли это вашего ребенка впоследствии более охотно изучать математику? Наверное, нет… Почему?

Еще в 1970-х годах группа американских ученых провела очень интересные исследования, доказавшие, что внешние мотиваторы (такие как, например, дополнительные деньги) не только не повышают мотивацию к действию в долгосрочной перспективе, но даже ослабляют ее! В течение нескольких дней исследователи наблюдали за группой дошкольников и отобрали среди них тех детей, которые посвящали свое время свободной игре и увлекались рисованием. 

Затем они разработали эксперимент, чтобы увидеть влияние поощрения этих детей за действия, которые они выполняли добровольно и которые им нравились. Дети были разделены на три группы. 

  • В первую группу вошли дети, «ожидающие награды» - дошкольникам показывали диплом «лучший художник», украшенный голубой лентой, на котором было написано имя ребенка, и спрашивали, хотят ли они рисовать, чтобы получить эту награду. 
  • Вторая группа - это дети, получившие «неожиданное вознаграждение». Ученые просто спросили их, хотят ли они рисовать. Если ребенок занимался рисованием, то после художественной работы он получал диплом «лучший художник». 
  • Третьей оказалась группа «без призов». Исследователи спросили этих детей, хотят ли они что-нибудь нарисовать, но они не обещали им диплом вначале и не дали им диплом в конце. 

Через две недели после эксперимента, в свободное время, педагоги раскладывали на столах материалы для рисования, а исследователи наблюдали, как дети прячутся. И что же выяснилось? Дети, которые ранее находились в группе «неожиданное вознаграждение», и дети, входившие в группу «без вознаграждения», рисовали столько же и с таким же удовольствием, как и до эксперимента. А вот дети из первой группы - те, которые рисовали за изначально обещанную награду, больше не хотели рисовать "бесплатно".

Стоит отметить, что не сами награды подавляли интерес детей к рисованию - у детей из группы «неожиданных наград» внутренняя мотивация не снижалась и через две недели после эксперимента они рисовали так же много и охотно, как раньше. На внутреннюю мотивацию негативно повлияли условные награды («если ты сделаешь X, то получишь Y от меня») - они лишают детей автономии, и, таким образом, удовольствие от любимого ранее занятия куда-то ускользает.

 

Всем спасибо за прочтение! Завтра мы поговорим о том, какими еще способами, помимо денежного вознаграждения, можно и нужно мотивировать ребенка учиться. Если интересно - подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!