Дислалия – это расстройство речи, при котором характерно неправильное произношение звуков. При этом нарушении остается нормальный слух и сохранность иннервации артикуляционного аппарата.
ФОРМЫ ДИСЛАЛИИ
Врачи выделяют три основополагающие формы дислалии – функциональную и органическую.
1. Функциональная дислалия – проявляется в дефекте воспроизведения фонем, при этом нарушений артикуляционного аппарата не наблюдается.
Причины появления:
• общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, в период активного формирования речи;
• задержка психического развития
• минимальные мозговые дисфункции
• запоздалое развитие речи,
• нарушение фонематического восприятия;
• неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка
• ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи.
2. Механическая дислалия – возникает при дефектах в строении речевого аппарата – зубов, челюсти, языка и так далее.
Стоит отметить, что не во всех проявлениях дислалии страдает произношение звуков. Бывали исключения, когда при наличии дефектов языка и зубов, были сформированы правильные звуки. Это происходило благодаря тому, что один и тот же звуковой эффект можно получить разными способами.
3. Возрастная дислалия - в 3 года у здорового ребенка должны сформироваться губные (П, М, Б), губно-зубные (В, Ф), заднеязычные (К, Г, Х) и переднеязычные (Т, Д, Н) и гласные звуки
До 4 лет правильными должны быть свистящие звуки, такие как С, З и Ц
До 5 лет формируются шипящие звуки – Ш, Щ, Ж, Ч
А к 6 годам, у ребенка должно сформироваться правильное произношение сонор – Р, Л, Й.
К этому моменту, если определенные звуки не сформировались – ставят диагноз физиологическая дислалия. Это означает что нарушение протекает правильно и эти дефекты ребенок перерастет самостоятельно. Однако стоит учесть, что это относиться только к отсутствию некоторых звуков в речи или замене сложных на простые. При искажении фонем в любом возрасте – необходима помощь логопеда.
Особенности нарушений при Дислалии.
При данном речевом нарушении пациент не может корректно произносить звуки – он заменяет одни другими, неправильно произносит определенные фонемы или вовсе их пропускает. Окончания слов воспроизводятся корректно. При Дислалии ребенок на слух различает все звуки речи, а если в чем-то ошибается – осознает это.
Несмотря на то, что дислалия нарушение не сложное, для его коррекции необходима помощь специалистов.
Для профилактики нарушения используются следующие меры:
• Ребенок должен слышать вокруг себя правильно поставленную речь
• Развивать и тренировать мышцы артикуляционного аппарата – для этого можно жевать твердую пищу, например.
• Не использовать при общении с ребенком уменьшительно-ласкательные слова
• Развивать мелкую моторику рук. Ребенок должен самостоятельно завязывать себе шнурки, застегивать пуговицы и так далее. Дело в том, что в работе головного мозга моторные центры речи и пальцев правой руки расположены рядом, соответственно при развитии моторики, усиливается кровоснабжение и соответственно - центр речи.
• Ребенок с трех лет должен уметь произносить рычащий звук. Если у него возникают проблемы с воспроизведением – нужно сразу обратиться к логопеду за помощью.
Механическая или органическая дислалия развивается в следствии приобретенных или врожденных особенностей строения артикуляционного аппарата. При условии, что все органы в порядке у ребенка, причиной функциональной дислалии могут быть плохая обучаемость или подражание взрослым. Неправильное звукопроизношение нельзя унаследовать, оно приобретается пациентом во время обучения.