Я открываю дверь в новисадский салон парикмахера Марио Xвала. На сербском его фамилия звучит как «спасибо», и здесь тот самый случай, когда она определяет судьбу, ведь слово хвала Mарио слышит, пожалуй, чаще всех в Сербии.
Марио не просто исключительный мастер. Он стал знаменитым благодаря уникальной технике создания портретов на голове. С помощью бритвы и тончайших ножниц он ювелирно выстригает на затылках изображения мировых лидеров и знаменитостей.
Портрет Путина он создавал восемь часов — всю ночь. В то утро в Сербию прилетел Владимир Владимирович, а мы стали первыми российскими журналистами, кому Марио дал интервью и показал итоги своей работы. Сюжет прославил сербского мастера на всю Россию.
Мы вспоминаем нашу встречу.
— Создавая портреты, я выбираю харизматичных личностей, которых или любят, или ненавидят. И знаешь, когда журналисты ведущих мировых изданий писали о моем портрете Kим Чен Ына, то они даже сменили риторику и говорили о нем с уважением, а не как обычно критически.
— Ты собираешься делать портреты ещё кого-то из знаменитых россиян?
— Думал, может, Xабиба [Нурмагомедова] выстричь, но пока ещё окончательно не решил.
— У Хабиба голова большая, она не поместится ни на одном сербе!
— Придётся на двух затылках создавать, — смеётся Марио.
Портреты корейского лидера Ким Чен Ына, бывшего президента США Дональда Трампа, сербского теннисиста Новака Джоковича, легендарного футболиста Диего Mарадоны, сербского гения Николы Теслы, созданные в технике hair-tattoo, и правда выглядят будто нарисованные. Однако это не все, чем новисадский парикмахер удивил весь мир.
Два года назад он сконструировал самую высокую причёску на свете: Марио сделал из волос модели копию арабского небоскрёба. Сейчас он планирует побороть собственный рекорд.
Мастер работает над уникальным, просто фантастическим проектом: он собирается создать причёску в виде гигантского затонувшего корабля.
Макет судна он вырезает скальпелем и бритвой из пенопласта, самостоятельно красит его и клеит. Огромный корабль занимает почти половину его студии, а ведь ещё не прикреплены мачты: они пока что ждут в углу.
Даже канаты Марио сделал из пенопласта, хотя, глядя на них, в это трудно поверить: настолько они реалистичны. Корабль украшен духовными символами, готическими порталами, фигурами танцующих медуз и пушками. Это само по себе настоящее произведение искусства. Но ли ещё будет!
Высота сооружения составит шесть метров, длина — четыре. Весить оно будет примерно десять килограммов. Водружать эту конструкцию на голову модели будут специальным образом, который позволит ей балансировать.
В планах Хвалы украсить корабль скульптурой Иисуса Христа с голубем в руках и покрыть волосами, которые будут имитировать паутину и водоросли. У девушки, которая понесёт этот шедевр на голове, волосы ниже колен, и все они станут частью этого чуда.
— Она, кстати, примерно с тебя ростом, — говорит Xвала, и я восторженно охаю, смотря на корабль, задрав голову.
— Мне давно нравится корабельная тема. Корабли — это символ новых открытий, духа авантюризма... А ещё с их помощью налаживали связи между цивилизациями. Мой корабль будет олицетворять связь духовности и искусства, — говорит Mарио.
Неудивительно, что этот талант вырос именно в Сербии. Эта страна всегда была и остаётся общим домом для представителей самых разных национальностей, культур и религий, и каждому из них она дает возможность воплотить свои мечты в жизнь.
Марио говорит, что для презентации он арендует машину для создания дыма, и судно будет словно выплывать из туманных волн. По замыслу автора, сначала перед зрителями появится корабль, а после, когда девушка подойдет к краю сцены, публика увидит, что он размещён на её голове.
По студии летает любимец Марио — жёлто-бирюзовый попугай Ричард.
— После презентации ты его обратно домой, в Рио-де-Жанейро, отправишь? — шучу я.
Никуда, конечно, попугая он не отправит. Mарио купил Рикки, когда тот был ещё птенцом. Птица сидит на голове у подруги Марио и пытается отцепить у нее серёжку. Потом попугай резко перелетает на мою макушку и своим толстым клювом, словно кусачками, за секунду откусывает пуговицу, пришитую к кепке. Проворонила, думаю я.
— А что станет с кораблем после презентации?
— Продам в какой-нибудь ресторан.
— Не жалко будет?
—Нет. Я уже думаю о новых идеях! Ты будешь в восторге, когда узнаешь, что я задумал! — подмигивает Марио Xвала, новисадский парикмахер с сердцем искателя приключений.
Фото: Дмитрий Лане