Найти в Дзене
Русский язык (ЕГЭ)

Урок №2. Типы сказуемых.

Выучим несколько слов со сложным ударением, повтори слова 5-6 раз, постарайся использовать их в своей речи. чЕрпать, красИвее, дОнизу, убыстрИть, ободрЁн, балУясь, молЯщий Найди лексическую ошибку и убери лишнее слово: Какой смысл скрывать истинную правду? Нашёл? Конечно, это слово "истинную". Ведь "ложной правды" не существует. Достаточно сказать: "Какой смысл скрывать правду?". Перейдем к теме урока. Прежде чем говорить о сказуемых, иметь дело с которыми под силу не каждому, вернемся к подлежащему. Напомню, что подлежащее - это лицо или предмет, которому приписывается действие. Учитель готовит нас к ЕГЭ. Кто готовит нас к ЕГЭ? УЧИТЕЛЬ - это подлежащее. Подлежащее может быть выражено абсолютно любой частью речи: 1) именем существительным / местоимением / именем прилагательным / именем числительным в И.п.; 2) инфинитивом; 3) причастием в И.п.; 4) наречием; 5) цельными, неделимыми словосочетаниями. Четыре - чётное число. ЧЕТЫРЕ - подлежащее, выраженное числительным. Где здесь действ
Оглавление

Выучим несколько слов со сложным ударением, повтори слова 5-6 раз, постарайся использовать их в своей речи.

чЕрпать, красИвее, дОнизу, убыстрИть, ободрЁн, балУясь, молЯщий

Найди лексическую ошибку и убери лишнее слово:

Какой смысл скрывать истинную правду?

Нашёл? Конечно, это слово "истинную". Ведь "ложной правды" не существует. Достаточно сказать: "Какой смысл скрывать правду?".

Перейдем к теме урока. Прежде чем говорить о сказуемых, иметь дело с которыми под силу не каждому, вернемся к подлежащему. Напомню, что подлежащее - это лицо или предмет, которому приписывается действие.

Учитель готовит нас к ЕГЭ.

Кто готовит нас к ЕГЭ? УЧИТЕЛЬ - это подлежащее.

Подлежащее может быть выражено абсолютно любой частью речи: 1) именем существительным / местоимением / именем прилагательным / именем числительным в И.п.; 2) инфинитивом; 3) причастием в И.п.; 4) наречием; 5) цельными, неделимыми словосочетаниями.

Четыре - чётное число.

ЧЕТЫРЕ - подлежащее, выраженное числительным. Где здесь действие? Четыре ЕСТЬ чётное число или четыре ЯВЛЯЕТСЯ чётным числом.

Шестеро мальчиков играют.

Кто играет? Шестеро? Мальчиков?

Мы не можем разделить, поэтому подлежащее - ШЕСТЕРО МАЛЬЧИКОВ, выражено словосочетанием.

А теперь перейдем к сказуемым:)

Для начала разберемся, что вообще означает сказуемое. Давай сравним:

Был ясный зимний день.

День был ясный, зимний.

В первом случае что сообщается? Что день просто БЫЛ. Простое глагольное сказуемое.

Во втором сообщается, что день ясный, зимний. И?… конечно, сказуемое БЫЛ ЯСНЫЙ, ЗИМНИЙ.

Иными словами, нужно всегда смотреть, КАКУЮ информацию несет сказуемое, и очень важно «доставать» ее полностью.

-2
  • Простое глагольное сказуемое. Увидели одинокий глагол - это оно. Я сплю. Я (что делаю?) сплю. Простое глагольное сказуемое. Может быть выражено одним глаголом или двумя словами, если глагол в форме будущего времени

Я буду спать.

или в форме повелительного наклонения

Пусть они приходят.

  • Составное глагольное сказуемое - это сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола (хотеть, начать, желать, мочь и др) и инфинитива (неопределённой формы глагола).

Он хочет бежать. Мы можем прыгать.

  • Составное именное сказуемое - это сказуемое, которое состоит из глагола-связки (быть, казаться, стать, прийти и др). и именной части. Условимся: всё, что не глагол, то ИМЯ.

Маша кажется умной.

Сложности могут подстерегать в определении полного состава сказуемого и некоторых случаев. Русский человек немного ленив. И вот в языке нам лень вставлять в предложение связку, как, например, англичанам. Они говорят: я есть ученик. Русский скажет: я ученик, и ничего больше. А вот в прошедшем времени: я был учеником, в будущем: я буду учеником. И связка появляется! Она указывает только на время действия и входит в состав сказуемого. Вот поэтому сказуемое называется составным именным, а простого именного не бывает.

Вторая сложность составных именных сказуемых – случаи, в которых связка выражена глаголом со значением состояния или движения. Судите сами:

Счастливые и довольные, мы пришли домой.

Мы пришли домой счастливые и довольные.

В первом случае основная информация – пришли. А во втором? Правильно, были счастливы и довольны. Потому и сказуемое: пришли счастливые и довольные.

А теперь ПРАКТИКА :)

Задание 1.

Распредели предложения по группам в зависимости от типа сказуемого. Записывай номера предложений. Ответы пиши в комментариях или ЛС.

  • Простое глагольное:
  • Составное глагольное:
  • Составное именное :

1.Наш класс сможет дежурить три недели подряд?

2.Я участвовал в конкурсе "Ученик года".

3.Мы с Мишей уже давно перестали общаться.

4.Может, встретимся в четверг?

5. К вечеру стало прохладно.

Умение верно определять грамматическую основу предложения, виды сказуемых — это важная составляющая заданий, связанных с синтаксисом.

За задание №16 ты можешь получить 2 балла. Уровень сложности: базовый.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Снегири вылетели из лесной чащи и появились в садах и огородах.
  2. Солнце уже заходило и его лучи проникали сквозь рощу и светились на стволах.
  3. Под берёзами была видна беседка с плоским зелёным куполом и деревянными голубыми колоннами.
  4. Юг — это исполинский конденсатор растений родина тепла и человеческой культуры.
  5. Он подложил в костёр сухой травы и хворосту и раздул пламя.

Ответы пиши в комментариях или ЛС.

На следующем уроке мы разберем тему "Тире между подлежащим и сказуемым".