Бри. Между городом и деревней. Размышления
Некоторое время назад, изучая статью А.А. Анисимова «Происхождение монастырского города (на примере городов Кента)», я задумался о статусе Бри – деревня это или город, и как это поселение воспринималось в конце Третьей Эпохи.
Рассмотрим вначале филологический аспект проблемы. Во всяком случае то как это поселение именуется в источниках должно отражать восприятие данного поселения современниками.
К сожалению, в самом названии отсутствует компонент, который мог бы указать на статус поселения. Поэтому придется обратиться к внешним указаниям на характер поселения. Преимущественным образом Бри характеризуется термином village (слово вошло в английский через французский "villa" – "местечко", + суффикс -age; т.е. "деревня") – вообще любопытно, что термин английского происхождения – hamlet ("деревушка") используется в тексте LotR лишь два раза, и оба раза в Рохане, что вполне закономерно.
Следует иметь в виду, что употребление характеристики village по отношению к поселению могло быть многозначным. Необходимо учитывать тот известный факт, что для Средневековья были характерны неопределенность и путаница в употреблении терминов (как пример можно вспомнить, что по отношению и Кентербери (городу – sic!) могло использоваться определение "villa", "villata"). Поэтому необходимо выяснить, как использовал данное слово Дж.Р.Р. в тексте LotR. Вообще же, необходимо заметить, для автора была характерно использование «устаревших» значений тех или иных слов.
Первый раз мы встречаемся с данной характеристикой в Прологе:
"Indeed, even in the hilly regions and the older villages, such as Hobbiton or Tuckborough, or in the chief township of the Shire, Michel Delving on the White Downs, there were now many houses of wood, brick, or stone".
Как мы видим – уже здесь заметно противоречие. С одной стороны, суффиксы -ton (от "town" – "город") и -borough (от "borough, burgh" – также "город") говорят о городском характере поселений, а с другой стороны, они охарактеризованы как "the older villages". Из контекста также видно, что эти поселения становятся в один ряд с поселением, характеризуемым как город – Michel Delving. Кстати, на характеристику Мичел Делвинга следует обратить внимание – мы к ней еще вернемся.
То же противоречие в характеристике и статусном компоненте в названии поселения мы наблюдаем и далее (в Главе 5):
"Its chief village was Bucklebury, clustering in the banks and slopes behind Brandy Hall".
Суффикс -bury (от древнеанглийского "burg" – места, окруженного стенами или огороженного, оборонительная позиция, город; ср. Norbury) также часто используется в топонимике английских городов.
Наконец приходим к описанию Бри (в Главе 9):
"Bree was the chief village of the Bree-land, a small inhabited region, like an island in the empty lands round about".
Обратим также внимание на формулу – «Its (Бэкланда) chief village»; ср. «the chief township of the Shire». Характеристика поселения Бри – «was the chief village of the Bree-land» – таким образом, явно калькирует вполне устоявшуюся формулу.
И только один раз Бри совершенно определенно характеризуется как город – это следует из характеристики Арагорна о Бри как о небольшом городе (little town).
Таким образом, с точки зрения хоббитов, "брыльцев", а также и сторонних наблюдателей (а также и с точки зрения средневекового англичанина) – Бри воспринимали скорее как «город» нежели как «деревню».
Теперь стоит рассмотреть хозяйственную и социальную структуру Бри. Посмотрим насколько это поселение соответствует критериям, предложенными Я.А. Левицким, основанными на экономическом развитии:
- Незначительная (точнее, не ведущая) роль сельского хозяйства в занятиях населения;
Насколько нам известно, основной ролью Бри, как поселения, было осуществление транзитной торговли. Разумеется, что с уменьшением роли последней роль сельского хозяйства возрастала, это можно было наблюдать в последнее время; ибо некогда – «the traffic on the roads had been far greater». Однако:
"The Inn of Bree was still there, however, and the innkeeper was an important person. His house was a meeting place for the idle, talkative, and inquisitive among the inhabitants, large and small, of the four villages; and a resort of Rangers and other wanderers, and for such travellers (mostly dwarves) as still journeyed on the East Road, to and from the Mountains".
- Преобладание среди населения ремесленников и купцов, и лиц, связанных с городскими занятиями;
Были ли в Бри буржуа? На этот вопрос можно совершенно определенно ответить, что – ДА – были. И кроме определенно известного нам Барлимана Баттербура, следует предположить наличие в Бри людей, чьи специальности необходимы для обеспечения транзитной торговли – кузнецов, каретников, шорников и других. Однако сказать о преобладании буржуа в населении Бри мы не можем. - Ремесло и торговля как ведущие занятия в городе;
Как мы уже отмечали, транзитная торговля - это основа существования Бри. - Земельная обеспеченность, недостаточная для ведения сельского хозяйства;
Здесь мы вполне определенно можем сказать, что земельной недостаточности не наблюдалось. Так исходя из описания Брийской округи, мы можем сделать осторожное предположение, что в среднем на одно домохозяйство в Бри могло приходиться до 30 акров земли, что более чем достаточно. Разумеется, могли быть домохозяйства возделывающие до гайды земли (120 акров), а также и возделывающие 1-2 акра.
"Lying round Bree-hill and the villages was a small country of fields and tamed woodland only a few miles broad".
- Концентрация населения (известная степень населенности по сравнению с сельскими поселениями на сравнительно небольшой территории);
Наблюдается – нам известно, что только домов в Бри насчитывалось около 100, и мы можем предположить существование около 80-ти нор; что говорит о наличии порядка 500 человек «большого» народа и почти такого же количества «малого». - Наличие домов-усадеб с небольшими комплексами земли;
Наличествует.
То есть и исходя из экономических критериев, Бри является городом.
The Bree-land
Данные о численности населения Бри (Bree) могут дать нам представление и о прочих населённых пунктах Брийской округи. Ещё в начале XX столетия статистики установили, что связь общего количества жителей и размеров населённых пунктов на какой-нибудь территории, объединяемой общими демографическими процессами, описывается так называемой кривой Лоренца. Современная демография описывает этот же феномен с помощью ранговых распределений и закона Ципфа.
Проверенная на фактических данных методика говорит, что во втором по величине поселении численность населения будет соотносится с первым как 1/2, и соответственно в третьем и четвертом – как 1/3 и 1/4.
Нам известно, что в Бри было около 100 каменных усадеб Большого Народа, а в склоне холма над зданиями людей располагались норы хоббитов. Мы предполагали, что в Бри было около 80-ти нор хоббитов.
Таким образом, получим, что в Буте/Подстенке (Staddle) было около 90-та нор хоббитов, в Комбе/Гребешке (Combe) около 60-ти усадеб и в Арчете (Archet) порядка 45-ти усадеб. То есть, всего в Брийской округе проживало (применим семейный индекс для Большого народа как 5 и для Малого народа как 6) около 1025 человек и 1020 хоббитов. Такой подсчёт, конечно, весьма приблизителен.
Кстати, Бри можно сравнить с таким бургом как Фордвич. Из «Книги страшного суда» следует, что во времена Эдуарда Исповедника в Фордвиче было 96 усадеб (mansurae), а после Нормандского завоевания их число сократилось до 86-ти.
Пожалуй, можно сделать несколько наметок к аграрной истории региона.
Мы заметили, что основная роль Бри как поселения – осуществление транзитной торговли. Поэтому следует предположить наличие в Бри людей, чьи специальности необходимы для обеспечения транзитной торговли – кузнецов, каретников, плотников, кожевенников, шорников, портных и других. Хотя, разумеется, преобладающим занятием населения будет сельское хозяйство и его продукты (ткань, пиво, мука и т.п.).
Появляются мысли о некоем «разделении труда» в Брийском регионе. Так, Арчет мог производить (добывать) деготь, древесину и деревянные изделия, древесный уголь и многое другое, связанное с лесом. Комб/Гребешок – керамика и животноводство (возможно овцеводство – шерсть, сыр, кожа). Стэдл/Подстенок – в основном сельское хозяйство; и это связано не только с тем, кто в основном живет в этой деревеньке, но и с самим ее названием.
О народах Харада
«Попытка компендиума сведений о черных нуменорцах после падения Острова». Эта заметка – реакция на появившийся недавно доклад Myrngwaur для Малого Толкиновского Семинара.
Почему-то те, кто говорит и пишет о Хараде, забывают, что скрывается за этим географическим названием. Подчеркнём, что это название, которое нуменорцы дали на синдарине целому географическому региону в Средиземье (ср. с Фородвайт, Энедвайт). Т.е. если брать аналогии из нашей истории, то Харад можно сравнивать с Магрибом, Ближним Востоком, Западной Европой и тому подобными территориями – но не странами (хотя в тот или иной период своего развития такая территория может являться в виде единого государства). Более того, посмотрев на более подробную карту Полины Бэйнс, кроме названия региона – Haradwaith (заметим, это название переводится – Sutherland), мы можем найти и более 'мелкие' топографические названия – Far Harad (Дальний Харад), Near Harad (Ближний Харад), Khand, South Gondor (Harondor), Umbar; к этому можно также прибавить Desert de Lostladen, находящейся южнее Мордора.
Получается, что "Харадвайт" - это, условно говоря, "Африка", "Ближний Харад" - Ближний Восток и север Африки, а "Дальний Харад" - соответственно, остальная часть Африки. - Примечание редактора.
Второе, о чём забывают – это о временном факторе. Одно дело, когда мы говорим о Высоком народе – он с течением времени изменяется медленно, но изменяется. Дунэдайн Юга и Севера конца Третьей Эпохи, оставаясь в нуменорском культурном поле, всё же очень сильно отличаются как друг от друга, так и от собственно нуменорцев времён Второй Эпохи (которых также нельзя в общем-то рассматривать как некую статичную данность). Но когда мы говорим о народах Средних и Низких (замечу, в этих названиях отсутствуют негативные коннотации), века и тысячелетия так просто уже не проходят. Когда гондорец конца Третьей Эпохи говорит о харадрим, то он использует нуменорский культурный термин конца Второй Эпохи – и это говорит о воспроизводстве собственно нуменорской традиции, но это вовсе не значит, что те, кого он так называют, совпадают с харадрим, существовавшими в конце Второй Эпохи, когда возник данный термин, или что харадрим середины Эпохи и конца её же - это один и тот же народ (это как сравнивать современных итальянцев и древних римлян или современных и античных греков и говорить о том, что это один и тот же народ).
Итак, что мы можем сказать о Хараде и народах его населяющих?
В Третью Эпоху, до правления Кирьяндиля сына Эарниля I (т.е. почти до 1015 года), мы не встречаем упоминаний о Хараде и его народах. И это понятно – вначале своего существования Гондор расширял свои границы в западном и северо-западном направлении. Затем продолжительное время был занят борьбой с восточными народами в Рованионе. Наконец, обратил свое внимание на побережье, где и столкнулся с черными нуменорцами Умбара.
Не следует искать в определении черных нуменорцев больше или меньше, нежели в нём есть – они принадлежали к людям короля; что, в общем-то, не говорит о том, что между Людьми короля в общем и Черными нуменорцами в общем следует ставить знак равенства. Люди короля лишь несли в себе потенцию обращения в черных нуменорцев, и в ходе естественного развития своей партии стали в результате "сауронианцами" и, заметим, преданными (порукой чему стал страх перед Смертью, от которой Саурон ложно обещал их избавить).
Хочу обратить внимание на одну деталь – дары высокого народа были тесно завязаны на Валар и на их дар – Андор. Для последователей Элендиля потеря – Аталантэ – частично нивелировалась, поскольку Андор им заменяло 'мистическое тело' истинного Короля (вот, кстати, знак легитимности "Элендилиони"); его справедливость как государя: «это мир и свобода народа, защита людей, излечение больных и немощных, радость людей, умеренность в климате, ясная погода на море, плодородие почв и надежда на вечное спасение». Всего этого черные нуменорцы были лишены, и поэтому относительно быстро теряли дары высокого народа. Но культура имеет большую жёсткость, поэтому столкновение умбарцев и гондорцев представляется достаточно закономерным явлением. Поскольку умбарцы IX-XI столетий считали себя нуменорцами, а гондорцы ими были.
Статью о том, что потомки Кастамира не служили Саурону, можно прочитать здесь.
Вот, в результате этого противостояния, народы Харада и оказались снова втянуты в отношения с Гондором. Дело в том, что часть черных нуменорцев, проиграв войну с гондорцами, отступила от побережья вглубь Харада; возглавила обитавшие там племена – Men of the Harad – под своей властью и продолжила войну с Гондором. При этом образовалось конфедерация множества малых королевств. Лишь к 1050 году Гондору удалось разбить конфедерацию и заставить харадских королей – kings of the Harad – признать свое подчиненное положение по отношению к короне Гондора.
Таким образом, мы можем сказать, что харадрим. с которыми впоследствии имели дело гондорцы – это народ. появившийся из смешения Men of the Harad и черных нуменорцев Умбара, то есть это народ, в каком-то смысле «родственный» позднейшим гондорцам.
Надеюсь, никто не видит в этом что-либо странное? Если проводить аналогии из нашей истории, к примеру, то можно заметить, что Мир Ислама зародился из той же средиземноморской Греко-римской культуры, что и Христианский Мир. Тем не менее, обе эти культуры сейчас воспринимаются как различные. То же можно сказать и о сходстве и различии харадрим и гондорцев.
Но в Хараде к концу Эпохи обитали не только это доблестное и яростное племя, а и еще более близкие гондорцам народы: это, собственно, "корсары Умбара" – те же гондорцы, которые в Междоусобицу поддержали Кастамира и его потомков; а также народ, населявший земли провинции Южного Гондора, завоеванные еще Кирьяхиром и в последующее время оспариваемые. К концу Эпохи Гондор полностью потерял в Харондоре какую-либо власть, и ее жители – известные нам, возможно, под прозвищем «южане», сражались против Гондора.
Сложно, в общем-то, провести четкие границы между перечисленными тремя группами народов – всех их в той или иной мере в Гондоре звали «харадрим», «южане», «корсары» – но они всё же ощущаются.
Эти народы населяли три области Харада: Ближний Харад, Южный Гондор и Умбар. Но кроме них Харад населяли вариаги – обитавшие в Ханде (причем, предположительно, этот народ входил в группу восточных народов) – 'образование' этого народа можно сопоставить с возникновением народа, заселявшим Харондор. А в Дальнем Хараде обитали народы, напоминающие, пожалуй, нашу негроидную расу и вообще не имеющие отношения к тем харадрим, о которых обычно 'ломаются копья'.
О Лоссот
О лоссот (lossoth) – народе, населявшем берега «ледяного залива Форохель», известно немногое. В принципе, нам неизвестен даже их собственный этноним (хотя и можно предположить, что на своём языке они называли себя "люди"). Лоссот – это название на синдарине, и, следовательно, оно было дано этому народу либо дунэдайн, обосновавшимися в Северном Убежище, либо, возможно, это название дали эльдар Линдона. Корень loss – «снег» (в особенности, выпавший и давно лежащий) указывал на основную черту климата, в котором жили эти люди, а суффикс –(h)oth (от hoth "орда") использовался для враждебных или малознакомых народов (что полностью применимо к рассматриваемому этносу).
Яснее представляется ситуация с другим этнонимом – «фородвайт» (forodwaith). Элемент -for(od) переводится как «север, северный», а синдаринское слово gwaith {-waith} употреблялось применительно как к странам, так и к народам, их населявшим (ср. Энедвайт {Enedwaith}, Харадвайт {Haradwaith}). Логично предположить, что это название дали народу нуменорцы во Вторую Эпоху. Фородвайт упоминается в LotR лишь в одном месте (Приложение А, I, iii), и название это применяется к древним жителям Северных Земель, последними из которых считаются Снежные Люди Форохеля, то есть это название представляется более древним.
Фактически всё, что нам о них известно, приводится в Приложение А, а относительно местности эти данные дополняются примечаниями Кристофера к картам касательно залива и мыса Форохель:
"Теперь я практически не сомневаюсь, что водоем, обозначенный на моей первоначальной карте как "ледяной залив Форохель", на самом деле является лишь небольшой частью залива (в Приложении А (I, iii) к ВК он назван «необъятным»), который тянется далеко на северо-запад: его северные и западный берега образованы огромным полуостровом Форохель, оконечность которого видна на изначальной карте, но там она не подписана. На одном из набросков карты, выполненных моим отцом, показано, что северное побережье Средиземья по большой дуге уходит на северо-восток от мыса Форохель, и крайняя северная точка находится в 700 милях севернее от Карн-Дума".
Что, исходя из этих данных, о них можно сказать?
- По-видимому, лоссот - это потомки народа фородвайт, предки которого обитали на Северной Пустоши (т.е. в Фородвайте) в Первую Эпоху, когда это были земли Королевства Моргота. Таким образом, можно предположить, что в Первую Эпоху они были подданными Моргота. И, вполне возможно, что в Войне Гнева они выступали среди людей, воевавших в его войсках. А это очень любопытная деталь.
- Из имеющихся данных, не так просто определить, к какому из людских Домов принадлежал народ фородвайт. Можно предположить, что они принадлежали к тому же Дому, что и Смуглые Люди древних времен – «вастаки» (easterlings), хотя достоверно этого доказать нельзя.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что, возможно, мы и не совсем справедливо говорим о вастаках как о едином народе; поскольку: "они непохожи друг на друга ни видом, ни нравом, ни языком" и "много там было родов, и они враждовали друг с другом". Например, строго говоря Первый и Второй Дома (в смысле народ) эдайн, это фикция – они изначально составляли один Дом (народ). - К временам Третьей Эпохи фородвайт вполне исчезли из Северных Пустошей (за исключением полуострова Форохель), а вместо них там стали обитать драконы («great cold-drake») и, видимо, иные чудовища. Можно было бы предположить, что последние и уничтожили этот народ. Но, думаю, дело не в этом.
В Первую Эпоху те земли, что впоследствии назовут Северными Пустошами, были совсем иными. В те дни в северной степи хоть и было холодно, но климат был сухой (континентальный) – от влажных ветров с запада эту местность защищали горы Хитлума (Hithlum) – и хотя там было холодно, ничто не мешало солнечным лучам прогревать землю и топить лед в ледниках на окружающих равнину горах. На пастбищах круглогодично, так как снежный покров зимой был мал, паслись стада диких животных – лошадей, бизонов, мамонтов, сайгаков. Ручьи, стекавшие с гор, образовывали пресные озера, где можно было добывать рыбу и водоплавающую птицу. То есть, для первых людей («первобытных охотников и рыболовов») появившихся там, здесь был настоящий рай. Заметим также, что на западе этой древней степи лежали местности, хорошо известные нам из «Сильмариллиона» – такие как Лотланн (Lothlann) и Ард-гален (Ard-galen).
По поводу ветви земледельческого народа племени Бора, не покинувшей Эриадор, следует заметить, что они обосновались к югу, за горами – в северном Эриадоре. Они вряд ли являлись предками фородвайт.
В ходе разрушения Белерианда море огромным заливом вторглось в землю Фородвайт, что повлекло за собой изменение воздуха – климат стал влажным (морским) и куда более суровым. Необходимо заметить, что при повышенной влажности даже сравнительно малые температуры переносятся значительно тяжелее (хочу обратить ваше внимание на описание климата побережья Хитлума в «Сильмариллионе»). Зимой начал образовываться толстый снежный покров, не дававший животным добраться до подножного корма. На месте сухой тундры появилась влажная тайга. Стада, пасшиеся здесь некогда, вымерли, а за ними вымер и народ. Кроме тех, кто приспособился к добыванию пропитания в море – предков лоссот.
А на Северных Пустошах обосновались драконы и иные монстры.
Список литературы
Автор статьи - Артем Крюков. Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.
Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!