Каким же он, интересно, был до этого?
В последнее время президент Владимир Зеленский даёт очень много интервью. Сегодня опубликовано сразу несколько его разговоров со СМИ. Один из них – с «НВ», а также рядом западных изданий. В нём глава государства рассказывал, среди прочего, как будет вести себя в диалогах с мировыми лидерами. Полный текст интервью доступен по ссылке.
Внешняя политика Зеленского: прагматизм и конкретика?
Так, журналисты спросили у Зеленского, что он думает по поводу грядущего визита канцлера ФРГ Ангелы Меркель – известно, что перед прилётом в Киев она отправится в Москву на встречу с российским лидером Владимиром Путиным. Украинский же президент на это реагирует спокойно, хотя это и было для него неожиданностью. Он напоминает, что нашу страну без нас обсуждать не будут, интересы наши никто не сдаст, и вообще, визит Меркель это её личное дело. Важнее, что потом она посетит Украину – и это уже будет напрямую касаться нас.
«Я… спокойно отношусь, когда люди куда-то летают, если этот результат не влияет плохо… на наше государство. … Но я не знал, что она будет у президента России, я думаю, что она, наверное, и не должна нам говорить, что она куда-то перелетает. Поэтому я уверен, что она прилетит с каким-то видением, с каким-то общим результатом», — заявил Зеленский.
По его словам, он будет вести себя «очень прагматично». Причём с позиций прагматизма он намерен общаться как с Меркель, так и с главой США Джо Байденом. Хорошо хоть не с позиции силы, как говорил Кулеба. К слову, встречу украинского президента с американским сегодня в очередной раз перенесли – на 31 августа.
«Будем… прагматичными. Иногда лучше иметь не очень хороший результат, но конкретный … чем просто ничего не иметь. Поэтому я думаю, что у неё (Меркель – прим.ред.) будет предложение о возможности ситуации безопасности по Nord Stream-2, то, что мне понятно. Например, какие-то гарантии, которые будут предлагать Россия по сохранению объёма газа после 2024 года украинской трубой», — ответил Зеленский на вопрос, что именно он будет обсуждать с немецким канцлером. При этом глава государства отметил, что пока что и сам в курсе полного перечня планируемых к обсуждению тем.
А вот на встрече с Байденом он хочет получить «честные ответы» на вопросы, которые волнуют его как президента Украины. Это вопросы безопасности и обороны, перевооружения и переоснащения армии, «Северный поток-2», инвестиции, поддержка территориальной целостности, etc – в общем, наша песня хороша, начинай сначала.
«Безопасность, экономика. И действительно у нас большая программа по флоту. И по реновациям в целом… перезагрузке экономики страны. Там большая программа на 270 миллиардов долларов. Это не значит, что нам нужны подарки от Соединённых Штатов… Нам надо привлекать дешёвые деньги. И поддержка, поддержка… Кстати, один из принципиальных вопросов, о котором мы должны говорить… с президентом Байденом на встрече — будет касаться Северного потока-2», — рассказал Зеленский.
Встреча с Меркель и Байденом: выводы и прогнозы
Из этого интервью можно сделать сразу несколько выводов. Во-первых, Зеленскому сейчас очень нужно привлечь к себе внимание. Поэтому он дал сперва большое интервью про Крым сразу нескольким изданиям (вскоре ожидается саммит «Крымской платформы»), а потом общается на темы международной политики – и тоже сразу с несколькими СМИ, причём большинство из них западные. Это означает, что президент Украины хочет быть услышанным не сколько внутри страны, сколько за её пределами, донеся свои тезисы и месседжи до западных лидеров.
Из этого проистекает «во-вторых»: тезисы украинского лидера не блещут новыми подходами и оригинальными проектами решений. Деньги, безопасность, оборона, газовый транзит – всё это уже набило оскомину лидерам государств-партнёров, и Украину уже попросту никто не хочет слышать. Денег просто так нам никто не даст, безопасность нам обеспечивать не будут (хотя территориальную целостность единогласно поддерживают), «СП-2» уже фактически достроен и будет запущен, а транзит мы из года в год будем терять. Что нового хочет услышать Зеленский по этим вопросам – загадка.
Наконец, в-третьих: судя по всему, всё это понимают и в Офисе президента. Никаких «розовых картин» глава государства не рисует. Напротив: говорит о конкретных вопросах и несколько раз использует в речи слово «прагматичность». Является ли это лишь частью подготовки ко встрече или же Зеленский действительно избавился от иллюзий в отношении Запада? Удастся ли украинскому лидеру наконец привлечь внимание западных правителей к Украине и предложить им что-то новое, поговорить действительно с позиций здорового капиталистического прагматизма? Покажет время.
Ранее мы анализировали другое интервью Зеленского, которое было посвящено возвращению Крыма.