Время на чтение - 14 минут.
Спортивная медицина и фитнес в России окружены странными упражнениями, гомеопатией, физиотерапией и ненужными добавками. О том, почему так происходит, мы поговорили с врачом-диетологом, сооснователем образовательного центра в области фитнеса и медицины Body Coach, тренером-преподавателем физической культуры и приверженцем доказательной медицины Александром Бурлаковым. Это интервью — продолжение нашего большого разговора с ним о питании и фитнесе.
Александр Бурлаков, врач-диетолог, сооснователь образовательного центра Body Coach, автор блога @dr.burlakov
У меня много друзей-спортсменов и спортсменов-любителей, и бывает, что они травмируются. Человек идет к одному врачу — ему выписывают одно, к другому идет — тот говорит другое, третий — что-то третье. В итоге человек не понимает, нужна ли операция, нужно ли пить хондроитин или колоть гомеопатию. Почему в спортивной медицине все так странно?
Со спортивными травмами все непросто, потому к ним приводит сочетание индивидуальных факторов, и не всегда удается дать однозначный ответ. На одной чаше весов у нас спортивные достижения, а на другой — здравый смысл. Человека, далекого от профессионального спорта, удивляет, когда травмированный спортсмен соревнуется дальше. Но когда спортсмен занимает первое место, радуется вся страна. Нужно понимать, что спортсмен подвергает себя осознанному риску.
Как лечиться профессиональному спортсмену, должен оценивать не один доктор, а целая комиссия. У нас такого нет, потому что вообще спортивных врачей не очень много, тем более на комиссию.
Многие спортивные врачи далеки от спорта. Конечно, не обязательно, чтобы окулист страдал нарушением зрения, а гинеколог обязательно рожал. Однако остро чувствуется отчужденность тех, кто преподает в университете, но никогда не работал с профессиональным спортом. У них есть только теоретическое представление о травмах, но нет знания о современных методах предотвращения травм. Например, они не понимают, когда стоит проводить разминку и как с ее помощью предотвратить травмы.
Сообщество спортивных врачей разрозненно. У нас есть те, кто придерживается альтернативных или наполовину альтернативных взглядов, многие не ориентируются в доказательной медицине. Нет адекватной статистики, поэтому мы не знаем, какой вид спорта к каким травмам приводит больше всего. А подобное знание помогло бы этих травм избежать.
Еще у тренеров и врачей нет понимания основ биомеханики. Многие упражнения из лечебной физической культуры основаны на домыслах или личном опыте. Не многие знают, как работает естественная биомеханика, в каком диапазоне должно быть движение. На фасциях все не заканчивается, упражнения должны быть ориентированы не только на них. Понимания многих вещей нет, потому что все начинается с некачественного университетского образования и заканчивается неграмотной системой, которая вокруг спорта выстроена.
Вот, например, тяжелоатлет приходит к неврологу и жалуется на боли в нижней части спины. Большинство врачей в этом случае сразу отправляют на МРТ, хотя чаще всего это не нужно.
Ибупрофен надо дать.
Да, и всё. А наши врачи что говорят? «Вам надо исключить осевую нагрузку». Эта рекомендация глупая, потому что если я пальто накину — это уже осевая нагрузка. Нет понимания, какой степени эта осевая нагрузка может быть для разных отделов позвоночного столба. Хотя, честно сказать, решения у меня нет, и я не знаю, как это должно быть.
Наверное, надо постепенно устранять чрезмерно альтернативное течение в спорте. Не лечить перелом тейпами, ставить банки или иголки втыкать, а придерживаться стандартов научно обоснованной медицины. Эффекты должны быть воспроизводимы, а не «этому помогло, а этому — нет, ну и ладно, давайте другое попробуем». Это нужно, чтобы мы могли понимать, что выбранный метод помогает не только одному человеку.
Что не так с тренерами в фитнес-клубах и не только
Перейдем от спортсменов к обычным людям, которые занимаются в обычных фитнес-клубах. Они отовсюду слышат, что технику должен ставить тренер. Но многие фитнес-тренеры, будучи даже выпускниками спортивных академий, руководствуются устаревшей информацией о выполнений упражнений. Например, говорят, что при приседаниях колени за носки выводить нельзя. Это неверная и подчас опасная рекомендация, но ее транслирует человек с образованием. Так как понять, как действительно нужно делать упражнения?
Во-первых, чтобы понимать, как грамотно делать упражнения, нужно внушить мысль, что не стоит ориентироваться только на собственные ощущения. Потому что они могут быть ложными. Речь, конечно же, не про боль и выраженный дискомфорт. Я говорю о том, что при выполнении упражнения многие ориентируются не на технику выполнения согласно биомеханике, а на субъективные ощущения, такие как «я чувствую, что мышца работает» или «жжение в мышце значит, что мышца лучше нагружается».
В первую очередь нужно понимать, что человек — это биомеханизм, который подчиняется законам физики. Чтобы научить людей правильно выполнять упражнения без травм, хорошему тренеру нужно знать многое. Например, то, как устроен мышечный аппарат, какие функции у мышц. А еще основы биомеханики, чтобы понимать, где у нас располагается центр масс, что такое рычаг силы или рычаг скорости. Знать, каким образом при сокращении определенной мышечной группы происходит движение.
Учебники по биомеханике были очень хорошие в Советском Союзе. А потом все забылось. И откуда-то появилось «делай упражнение вот так, чтобы ты что-то там чувствовал». Но ориентир на ощущения вообще не отображает никакой реальной практической значимости. Сейчас популярно клеить датчики миографии на мышечную область, когда человек выполняет упражнение. Когда мы клеим датчики или сжимаем ягодицы лежа на диване — это просто сокращение мышц, от них они не будут расти, даже если мы их ощущаем. Поэтому нужно ориентироваться не на субъективные ощущения, а создавать условия для приложения усилий, чтобы мышца делала полезную работу. А это возможно, когда мы выполняем, например, приседания с постепенно увеличивающейся нагрузкой.
А если говорить о спортивных тренерах в командах, в чем их проблема?
Многие говорят, что пожилые преподаватели из университетов вырастили не одно поколение олимпийских чемпионов и спортсменов. Но долгое время профессиональный спорт был организован так: есть огромный поток спортсменов, и у них есть конкретная задача — достигнуть цели любой ценой. Сейчас это звучит дико. Ведь если мы ориентируемся на науку, то понимаем, что можем снизить тренировочный объем (интенсивность, частоту и длительность нагрузки. — Прим. ред.), но при этом сделать тренировку более эффективной. Хороший тренер стремится к тому, чтобы подопечный тренировался меньше, но эффективно и нетравмоопасно. Для многих тренеров с советской закалкой это нонсенс: надо же уничтожать человека, чтобы он на силе воли всего достигал.
Если мы берем тысячу спортсменов и создаем им тяжелейшие условия, конечно, кто-то достигнет результата. Десять стали олимпийскими чемпионами, а что с остальными — об этом не принято говорить и задумываться. Медали есть, и ладно.
Но можно было не эту тысячу муштровать, делая потенциальными инвалидами, а взять сто спортсменов и грамотно их учить на результат. Это даже для здравоохранения будет более адекватно.
Какие проблемы есть со спортпитом и БАДами
На рынке огромное количество добавок для разных целей: набрать массу, сжечь жир, помолодеть, стать сильнее. Действительно ли они необходимы обычным людям, которые занимаются в спортзалах, или профессиональным спортсменам?
Можно и без спортивного питания достигать великолепных результатов. Даже у профессионального спортсмена акцент идет в первую очередь на питание, а не добавки. Протеиновые смеси никаким волшебным эффектом не обладают, их просто легко и быстро приготовить и получить необходимую порцию белка. От кусочка куриного филе мы не ждем фантастических результатов, хотя это белковый продукт. А от протеина, который, по сути, тот же белковый продукт, только размешанный с водой в шейкере, мы тут же ждем волшебного эффекта.
В огромном обзоре Международного общества по спортивному питанию 2018 года, где разбирали наиболее популярные добавки, отмечено, что сначала необходимо концентрировать внимание на рационе спортсмена. А если не получается набрать калорий и нутриентов при помощи обычного питания, то дополнительно можно добавить определенные спортивные продукты. Людям внушают, что спортпит им необходим, потому что маркетологам нужны продажи.
Другая сторона вопроса: некоторым с психологической точки зрения легче заниматься спортом, когда они что-то дополнительно пьют. Например, L-карнитин в стандартном приеме в 10 грамм никаких преимуществ не дает. Хотя есть ограниченные данные, что у спортсменов высокого эшелона при приеме меньшей дозировки, возможно, сокращается период восстановления после тренировок. Но термин этот очень размытый.
Я работаю с профессиональными спортсменами смешанных единоборств. Мне спортсмен говорит: «Когда выпиваю BCAA, я чувствую, что силы появляются». Конечно, я не буду ему запрещать это делать, потому что, если он проиграет, будет думать, это потому что я ему запретил добавку.
У спортивного питания те же проблемы, что и у БАДов, — несовершенство контроля качества и несовпадение заявленной концентрации активных веществ в реальности. Безусловно, от спортпита могут развиться побочные реакции, особенно если речь идет о многокомпонентных добавках — жиросжигателях либо предтренировочных комплексах. Ингредиенты, которые относятся к лекарственным препаратам, вполне могут быть в продуктах спортивного питания, и не факт, что производитель их укажет.
Мы не всегда знаем, как ингредиенты повлияют на хронические заболевания, как они будут взаимодействовать с лекарствами, и не исказят ли результаты лабораторной диагностики. Например, добавки с биотином влияют на интерпретацию тиреотропного гормона. Человек может об этом не знать, сделать анализ и ему придет ложноположительный результат. Так начнут лечить гипотиреоз, которого нет.
Вообще, если бы спортивное питание давало значимые улучшения даже для профессионального спортсмена, то, наверное, не было бы так разрешено. Например, андрогенные анаболические стероиды дают явное преимущество, поэтому они запрещены.
Многие думают: «Я хочу начать бегать, значит, нужно купить самые крутые кроссовки». Или перед покупкой абонемента в тренажерный зал сначала идут в магазин спортивного питания. Но, на самом деле, если хочешь бегать — начни бегать. А потом уже покупай лучшие кроссовки. Поэтому в первую очередь я бы сконцентрировал внимание на рационе и на грамотной тренировочной нагрузке.
Что опасного может быть в спортивных добавках
Вы сказали, что в отдельные добавки могут добавлять лекарственные ингредиенты. Можете перечислить, что там может быть из того, что не указано на упаковке?
Это, как правило, относится к многокомпонентным спортивным добавкам по типу жиросжигателей. Там могут быть диуретики, сибутрамин либо вообще незарегистрированные лекарственные вещества, которые не прошли регистрацию Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов в США (FDA). Они могут содержать больше свинца и ртути — такие данные FDA публикует постоянно. Забавно, да? Многие боятся микроскопических доз ртути в прививках, но при этом глотают большое количество добавок. Их не беспокоит, что там ртути больше, чем консерванта.
БАДы — это часто комбинации трав. Проблема в том, что мы не можем контролировать доза-эффект (взаимосвязь между концентрацией вещества в плазме крови и проявлением эффекта. — Прим. ред.). Если мы выпиваем лекарственный препарат, а перед этим читаем инструкцию, то четко знаем дозу и как в зависимости от ее повышения будет реагировать организм. Хотя бы можем спрогнозировать. А травяные добавки вообще не прогнозируемые! Ведь в зависимости от того, когда собрали эту травку-муравку, каким способом сушили, она может содержать разное количество действующего вещества. И как она будет влиять на ваше здоровье — большой вопрос. Поэтому, когда говорят, что я, мол, лучше травяную добавочку попью, чем лекарство, это такая себе идея.