Найти в Дзене
Языки мира

7 лет тюрьмы за защиту русских и русского языка

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Инцидент с «языковыми патрулями» казахских националистов в Нур-Султане, Алма-Ате, Караганде, Павлодаре, Уральске и др. многих из нас не оставил равнодушными. Комментарии к моим предыдущим статьям на эту тему тому подтверждение.

Казалось, после проведения определенных действий со стороны МИД России и «работой над ошибками» властей Казахстана, «казахстанский патрульный« резонанс утихнет: есть «триггер» – есть реакция.

Триггер: националисты провели свои «языковые назидательные» рейды, записали и выложили свои ролики в YouTube, подписали их по-русски (!!!).

Реакция: Куат Ахметов, инициатор и владелец канала Til Maydani (рус. «Волна языка»), получил наказание – МВД России запретило ему въезд в Россию сроком на 50 лет.

Казахстанские власти тоже отреагировали. Им пришлось это сделать на заявление Евгения Примакова, главы Россотрудничества. Отреагировали очень мягко, надо сказать. Они сразу открестились от Ахметова, назвав его рейды проявлением «пещерного национализма», и что он, Ахметов и его выходки – это просто бытовой конфликт. Позиция властей – «моя хата с краю, ничего не знаю».

Мягкую реакцию казахских властей на произошедшее объясняет Евгений Примаков: «они с опаской относятся к своим националистам и стараются лишний раз их не раздражать».

Вот почему «показательное наказание» Ахметова ограничилось лишь штрафом в 125 тысяч тенге (25 тысяч рублей).

Сразу после нашумевших патрулей пришла другая новость из Казахстана. Правозащитника русских и русского языка в Казахстане Ермека Тайчибекова приговорили к 7 годам строгого режима.

Чуть больше года назад казахский правозащитник Ермек Тайчибеков дал интервью, в котором обвинил власти Казахстана в ущемлении русских. Результат? Беседа с журналистами вылилась для него в семь лет колонии строгого режима. Приговор вынесен.

Поводом для преследования Тайчибекова послужило интервью изданию «Царьград», в котором он рассказал о распространении русофобских настроений и притеснении русских в Казахстане с одобрения местных властей. Кроме того, в нем он упомянул о нападении казахских националистов на селение дунган (коренной народ, проживающий на юге республики) в феврале 2020 года. Тогда от рук радикалов погибли десять человек, более сотни получили ранения. Суд счел высказывания правозащитника экстремистскими, он получил максимальное наказание по статье.
Тайчибеков известен в Казахстане как последовательный русофил. К примеру, он подавал в парламент Казахстана собравшую 200 тысяч подписей петицию о придании русскому языку статуса государственного (вместо нынешнего статуса официального). (Lenta.ru)

Глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович заявил, что подобные кампании проходят при поддержке антирусского националистического лобби, которое присутствует в казахстанской элите. Как объяснил эксперт, эта группа пользуется поддержкой Запада, и за последние годы с помощью США смогла вырастить целое поколение прозападных националистов в политическом классе, госаппарате и СМИ.
Попытки реабилитации предателей времен Великой Отечественной, демарши против русского языка в быту и школе — все это похоже на мероприятия, спланированные единым центром. (Lenta.ru)

Русский язык в Казахстане сейчас переживает не лучшие времена и при нынешней политике будет раздавлен окончательно. Либерал-демократы укрепили свои позиции в казахстанской политике после парламентских выборов, сегодня их радикальное антироссийское крыло представлено партией «Ак Жол».

Нынешние власти страны анонсировали масштабный план по дерусификации образования: к 2023 году все школьники будут обучаться на казахском с переводом языка на латинскую графику.

Эта продуманная и последовательная политика началась еще со времен Нурсултана Назарбаева, первого президента Казахстана. Несмотря на то, что в 1990-е годы он часто выступал перед своими гражданами на русском языке и даже приносил на нем присягу (!!!), тем не менее, при его президентстве в 2018 году была запущена волна переименований: новые названия получили сотни улиц, а также поселки и города, преимущественно в северных областях страны.

Проводилась дерусификация под маской «декоммунизации». Например, переименовали центральный в городе Павлодар проспект Кутузова. Обсуждается также переименование самих городов: Павлодар активисты предлагают назвать Кереку, Петропавловск – Абылай-хана.

Последователь-лидер, нынешний глава государства Касым Жомарт Токаев, высказывается радикально: люди обязаны безупречно знать казахский, который должен стать «объединяющим фактором» и заменить русский в качестве языка межнационального общения.

Вот и объяснение тому, почему правозащитник Ермек Тайчибеков будет сидеть в тюрьме, а Куат Ахметов гуляет на свободе.

Мои статьи по данной тематике:

Геноцид русского языка

«Языковые патрули» в Казахстане: открытое "фу" русскому языку

Лингвоцид в Казахстане – всего лишь «бытовой конфликт»

Подписывайтесь на мой канал и вы всегда узнаете что-то новое и интересное.