Найти тему

Трудно ли экранизировать книги братьев Стругацких?

Есть такое очень расхожее мнение, что книги братьев экранизировать почти невозможно. Мол, они сложны для этого дела, и снять нормальное кино по ним почти не получится. Знаете, я не являюсь профессиональным кинокритиком и киноведом. Я просто оперирую параметрами «нравится» и «не нравится». В конце концов, я, конечно, могу ошибаться, но разве кино не должно передавать дух и суть произведения, по которому оно снято? Разве фильм не должен быть столь же интересен, сколь и книга, по которой он снят? И самое главное – если чтение книги приносит удовольствие, то разве просмотр фильма не должен делать то же самое? По моему, очень скромному, мнению – именно так всё быть и должно. Но, вот настоящие, матёрые кинокритики и киноведы, наверное, считают иначе. Просто почему они упорно говорили, что фильм Алексея Германа-младшего, который просто «изнасиловал» «Трудно быть Богом» – хорошее кино! И я их просто не могу понять… Но, это забегаю вперёд. К этому «фильму» мы ещё вернёмся, хотя мне и не хочется…

Возможно, я пересмотрю этот фильм...
Возможно, я пересмотрю этот фильм...

На самом деле, я не смотрел, например, «Гадких лебедей». Точнее, я начинал их смотреть – и мне даже понравилось, но потом начались определённые события в моей жизни, и я этот фильм не досмотрел. А вот, другие фильмы по произведениям братьев, я смотрел. Ну, почти все…

Олаф Андварафорс и Брюн. Тот фильм...
Олаф Андварафорс и Брюн. Тот фильм...

Начать можно с «Отеля «У погибшего альпиниста»». Снимали его эстонцы, если мне сейчас не изменяет память. В последний раз пересматривал я этот фильм несколько лет назад, но помню, что снято там довольно близко к тексту произведения. С одной стороны, можно сказать, что это довольно простой материал для экранизации и что-то испортить там было бы очень даже сложно. Однако, снято на самом деле довольно неплохо. Я не буду говорить об игре актёров и прочих вещах, так как я оцениваю фильм с точки зрения рядового зрителя. Мне лично фильм понравился. Да, он малобюджетный, да, это «камерная» (если я правильно использую этот термин) история. Но, повторюсь, мне понравилось, как это получилось…

Скажите мне - кто-то смог досмотреть этот фильм до конца?
Скажите мне - кто-то смог досмотреть этот фильм до конца?

Следующим фильмом (уж не знаю, как там дело с хронологией), что я посмотрел по книгам братьев, был «Сталкер» Тарковского. Точнее, как – «посмотрел». Я несколько раз пытался его смотреть. Несколько раз начинал, несколько раз мысленно говорил себе о том, что теперь я обязательно посмотрю этот фильм, но… Там просто не на что смотреть! Фильм снят очень сильно «по мотивам» книги. Очень сильно по мотивам. Да, есть информация о том, что изначально Тарковский снимал совершенно другой фильм и всё такое, но потом весь отснятый материал был потерян, и пришлось всё переснимать – но так как деньги были уже потрачены, плёнки тоже почти не оставалось, пришлось снимать то, что в итоге и получилось. Тарковский (по той информации) получил на съёмках сердечный приступ. Я не знаю, верить этому, или нет, но… несмотря на то, что мне нравится «Пикник на обочине», я не могу сказать ничего хорошего про «Сталкера». Я не уверен, что буду делать ещё попытки его посмотреть. И, хотя я предвижу шквал критики в свой адрес, я повторю, что я не кинокритик, я просто смотрю то, что мне нравится…

А это - "Письма мёртвого человека". И это на самом деле очень страшное кино...
А это - "Письма мёртвого человека". И это на самом деле очень страшное кино...

Кстати говоря, если мне не изменяет память, что один из соавторов сценария к фильму «Письма мёртвого человека» – Борис Натанович. И, что характерно – фильм получился очень даже неплохим. Он страшный, он правдивый и вызывает такое состояние, после которого все эти «Fallout» и прочие постапокалипсисы уже не смотрятся. Совсем. Просто потому, что всё. Больше ничего не будет. И те, кто заперся в том «Центральном бункере» проживут до тех пор, пока радиация не проберётся и туда. А потом – всё…

Об этом фильме говорят разное, но он хотя бы не вызывает желания принять ванну...
Об этом фильме говорят разное, но он хотя бы не вызывает желания принять ванну...

Потом можно вспомнить про фильм «Трудно быть Богом», что снимал немецкий режиссёр Питер Фляйшман. Кстати, он умер вот совсем недавно. С фильмом не всё гладко – странные декорации, странный сюжет, странная игра актёров и очень сильные расхождения с сюжетом. Тем не менее, это можно объяснить, например, тем, что Фляйшман хотел снять фильм, не только для проката в СССР, но и для проката в «капстранах». А им были интересны не размышления Антона-Руматы о том, что и как, а «боёвка» и тому подобные вещи. Отчасти это даже получилось, но лишь отчасти. Несмотря на то, что само произведение я читал уже сильно после просмотра фильма, я с трудом понимал, кто есть кто и что вообще происходит. Тем не менее, нельзя не отметит игру Александра Филиппенко, что играл Рэбу, да и сам Румата в исполнении поляка Эдварда Жентары (играл одного из негодяев в фильме «Аляска Кид») получился, как минимум, неплохо…

С этим фильмом связано ещё кое-что… Когда встал вопрос об экранизации, братья сразу сказали, что снимать должен Герман-младший. Мол, только он сможет. Им ответили, что решение уже принято, и вообще надо работать с товарищами из других стран. Так что АБС просто устранились от работы над фильмом. Мол, обиделись. Сложно сказать, что могло получиться, если бы братья сами работали над фильмом…

Не скажу, что всё совсем плохо...
Не скажу, что всё совсем плохо...

Потом был «Обитаемый остров», который снимал Фёдор Бондарчук. И на самом деле, мнения об этом фильме разделились. С одной стороны, в фильм было «влито» немало средств. Костюмы, спецэффекты, реквизит, техника и прочее. Было видно, что над фильмом работали – и не сказать, что работали плохо. И если не присматриваться к некоторым огрехам, то фильм получается даже неплохим. Не скажу, что он хороший, но он совершенно точно не плохой. Однако… огрехи, о которых я упоминал, очень и очень серьёзны и очень сильно портят всю картину…

Например, один из эпизодов романа показывает нам, что Максим Каммерер далеко не сразу изучил язык и, соответственно, далеко не сразу понял, куда он, собственно, попал. Потому и улыбался постоянно – ему казалось, что всё идёт так, как надо. И тем приятнее было смотреть на то, как он пытается договориться с Радой Гаал – там, в забегаловке. В фильме же он просто сунул в ухо универсальный переводчик и прекрасно всё понимал. И, соответственно, улыбка его, которая в книге была наивной от того что Максим просто не понимает, что с ним и на каком он свете, в фильме выглядит просто глупо… Сцены с драками – например, после забегаловки и драка со Странником (кстати, Серебряков в этой роли был неплох!) – сняты с «закосом под «Матрицу», что не есть хорошо. Каммерер вовсе не упивался насилием так, как это показал Бондарчук, и уж совершенно точно, вещи, в которые были одеты Каммерер и Сикорски, просто физически не могли дробить местный асфальт – и оставаться при этом целыми! Это всё же не виртуальная реальность «Матрицы»…

Про корабль и дирижабль вместо самолёта я говорить особо не хочу, так как ни на что это особо не влияет. Хотя, вместо «счетверённого КПВ» можно было бы и в самом деле ракеты нарисовать, как это было в книге… Это я про эпизод с расстрелом дирижабля. Да и корабль тоже был сбит ракетой, если я всё верно помню… Более нареканий к фильму я не имею. Повторюсь, он далеко не идеален, но и не так плох, как принято говорить…

И вот я, наконец-то, добрался до «самого главного фильма» Алексея Германа-младшего, до его «opus magnum», до «Трудно быть Богом»… Критики по всему мирку хвалили этот фильм, восхищались гением режиссёра и тем, что фильм снимался аж тринадцать (13) лет. Кто-то сравнивал фильм с полотнами Иеронима Босха – мол, перед его картинами тоже не все могут долго стоять. Некоторые люди говорили, что фильм могут оценить по достоинству только истинные «киноманы» и настоящие «художники»… Наверное, под такими имели в виду кого-нибудь типа Павленского, который ради «перфоманса» себя к брусчатке прибил… Зато тех, кому фильм не понравился, и кто его ругал (понятно, что таких было очень много) называли быдлом и подобными словами…

Но, что же не так с этим фильмом? Если посмотреть, например, статьи на википедии, или других ресурсах, то там есть сюжетная линия, там есть какое-то действие… Леонид Ярмольник, что играет Антона-Румату, тоже актёр неплохой! Неужели что-то могло пойти не так? Могло, и ещё как…

Для начала – фильм чёрно-белый. Нет, есть немало отличных чёрно-белых фильмов и сериалов! Только вот, дело в том, что они снимались в то время, когда не было возможности снимать в цвете. Я с удовольствием смотрю, например, «В бой идут одни «старики»», или «На войне, как на войне». Неважно, что они чёрно-белые, важно, что они интересные! Но Герман не таков. Он принципиально снимал в чёрно-белом формате. «Я художник, я так вижу!». И фильм очень далёк от той истории, что была в книге. На самом деле, это очередное «по мотивам», как и тот «Сталкер», как и тот фильм Фляйшмана. Но у Германа же своё, «режиссёрское» видение! А чем у нас вообще известен Алексей Юрьевич Герман? Тем, что снимая неплохое кино в СССР, где, по его словам, «проклятый совок не давал ему творить», он начал снимать, после падения СССР то кино, которое он хотел снимать – «чернуху» и грязь. Именно таким фильмом был «Хрусталёв, машину». И именно так он и снял «Трудно быть Богом». Грязь, отходы, мерзость в каждом кадре. Те люди, которые работали над фильмом рассказывали, что Герман специально старался сделать каждый кадр как можно более отвратительным и мерзким. Мол, он так видел это всё. Что уж говорить, если во время вступительных титров на экране маячит эрегированный ослиный… пенис! А сам фильм начинается с того, что кого-то топят в туалете. И весь фильм нам показывают нечистоты, мочеиспускание и акты дефекации… Зато – семь премий «Ника»…

Я честно пытался просмотреть этот фильм. Но не смог. Может, я и тупое быдло, но… лучше уж быть тупым быдлом, которое любит хорошие книги и хорошие фильмы, чем восторгаться нечистотами и тому подобными вещами!