Над разрушенной крышей спортзала возведён прозрачный и плоский очень высокий потолок, а сам бывший спортзал окружают стены из какого-то пластика с маленькими круглыми дырочками. Подобная защита от непогоды не нарушает циркуляцию воздуха, и кажущаяся в первые минуты духота возникает не от недостатка кислорода… а, скорее всего, на нервной почве. Не знаю, как это происходит, то ли от некоего осознания сопричастности, так сказать, единения душ с погибшими, то ли ещё по какой-то психологической или мистической причине, но уверена, что на мгновение сердце замирает у каждого, кто впервые входит в это скорбное место.
Площадь спортзала - небольшая, сложно представить, как здесь смогли поместиться более тысячи человек. Есть фотографии, найденные в вещах террористов в ходе следствия, в том числе, и фото заложников, сидящих на полу вплотную друг к другу. По словам выживших после заточения людей, террористы относились к своим жертвам не более, как к рабочему материалу и совсем не воспринимали заложников, как людей, как обычных детей или женщин, поэтому многие слухи и догадки о том, как звери обращались с заложниками - преувеличены, террористы пришли убивать мирных граждан, таковой была их цель, их боевая задача.
После первого шока, начинается анализ того, что видишь... Вот, баскетбольные кольца, на которых висели бомбы, под ними в деревянном полу - пробоины… большие окна без стёкол, уцелевшие подоконники, на которых рядками уложены игрушки и бутылки с водой… в некоторых местах под подоконниками виднеются ещё пробоины и в полу… В углу - обугленная шведская стенка. На стенах - следы от пуль и надписи, надписи разноцветными мелками и углём: «Помним и скорбим», «Помним и скорбим» с названием городов…
Первое время террористы разрешали заложникам пить воду и выходить в туалет, но дети слишком часто просили и то, и другое, и звери, решив, что если они запретят людям пить, то те перестанут ходить в туалет… но, видимо, от страха или из-за нервного напряжения в туалет дети проситься не перестали. Бандиты зверели всё сильнее, тем более, что их операция, похоже, шла не по их плану, если, конечно, он был, кроме того, чтобы привлечь к себе внимание российских властей. Требования выдвигались сбивчивые, хотя, скорее всего, мы так никогда и не узнаем официальные предпосылки этого теракта, и со временем всё спишется на срок давности.
К началу третьего дня у заложников уже почти не осталось ни физических, ни моральных сил.
Я не знаю, всё было так, как я рассказываю, немного по-другому или совсем не так. Очень сложно восстановить минуту за минутой, час за часом определённого временного отрезка жизненного пути обречённых на страдания людей, если даже их собственные воспоминания иногда расходятся в деталях. Но я не веду журналистское расследование, я просто делюсь своими субъективными впечатлениями от поездки в Беслан, поэтому не гонюсь за доскональной точностью в своём рассказе, концентрируясь лишь на своих эмоциях.
На стенах полуразрушенного спортзала теперь вывешены обычные стенды с фотографиями детей и взрослых, погибших из-за теракта. Красивые улыбающиеся лица. Ком со слезами подкатывается к горлу при виде этих стендов. А я ведь почти ничего не знаю об этих людях. Что же происходит с теми, кто знал их ещё живыми, кому при жизни они были родными и близкими?..
Каждый из родственников погибших по-разному переживал свои потери. Кое-кто до сих пор не верит в эту смерть: «Он не умер. Его видели среди бегущих детей из горящей школы. Теперь он где-то живёт, просто забыл дорогу домой».
Один из заложников тогда выбежал целым и невредимым, но услышав крик одноклассника: «Помоги!», вернулся в школу и остался там с одноклассником уже навечно. Убитый снайпером. Говорят, снайпер сидел на крыше соседнего дома, говорят, что их было несколько… Говорят, когда в школу пришёл Аушев, некоторые из террористов смогли выйти из школы вслед за ним. Говорят…говорят… говорят…
Посреди спортзала стоит высокий деревянный крест, наверное, как символ страданий. Невинные дети умирали на глазах у всего мира за чьи-то грехи, прошлые или будущие. Терроризм безжалостен и непредсказуем, никто точно не знает его очередную жертву.
Продолжение следует
Все фото мои, сделаны в Беслане, в 2014 году.
Предисловие и навигатор находятся по ссылке: Беслан. Боль души
Продолжение следует по ссылке: часть 5
*******