Найти тему

Вместо 3 класса в МГУ: почему Алисе Тепляковой хочется посочувствовать?

Много лет назад я сдавала вступительные экзамены в аспирантуру. После последнего мы сидели с подругой на скамейке во внутреннем дворике университета.

Прошел дождь и выбросил на асфальт дождевых червей.

- Знаешь, кем мы с тобой будем, если поступим? - неожиданно спросила меня подруга.

Я подняла на нее глаза, туго соображая после экзамена и бессонной ночи:

- Кем?

- Вот такими же червячками, - с грустной улыбкой сказала мне она. - Будем всю жизнь рыхлить почву, чтобы когда-нибудь пришел гений и благодаря нашим скромным трудам сделал настоящее научное открытие. Его имя запомнят, а наши с тобой забудут. И нас таких будет сотни тысяч, а он один.

Я часто потом вспоминала ее слова. С тех пор успела сделать многое: защитить две диссертации, написать не одну сотню научных публикаций, стать преподавателем в вузе. Но занятия наукой не принесли мне ни денег, ни успеха. Это всегда был тяжелый интеллектуальный труд, который, впрочем, вносил в жизнь определенную радость и возможность работать по специальности, передавая накопленные знания студентам.

Но не более того.

Почему я пишу все это, рассказывая о чудо-девочке Алисе Тепляковой, которая в 8 лет сдала ЕГЭ и поступила на платное отделение психфака МГУ?

Потому что увидела во всей этой ситуации, которую сейчас активно обсуждают, не историю Алисы, а историю ее родителей. Вернее, отца Евгения Теплякова, который хотел стать тем самым "гением".

Но обо всем по порядку.

Родители Алисы - люди образованные. У обоих "красные дипломы" авторитетных вузов. У Евгения два престижных факультета МГУ и аспирантура этого же университета. Он, действительно, хотел многое сделать для науки, но в России что-то не сложилось, и он, уже будучи женатым, рванул в докторантуру КНР, где получал огромную стипендию, позволяющую жить безбедно. К слову сказать, изобрести Тепляков хотел "лeкapcтвo от paкa". Универсальное, основанное на изучении молекулярной биологии.

Китайцы сейчас превзошли в своих медицинских разработках даже страны запада, но вот беда: им нужен результат, а результата, по всей видимости, в ситуации Теплякова не получилось.

Так семья вернулась в Россию, сняв на окраине Москвы малогабаритную однушку. Жили исключительно на детские пособия.

Евгений работать отказался. С такими дипломами его легко бы взяли младшим научным сотрудником в какой-нибудь исследовательский институт, а там, к слову сказать, семейным работникам часто полагается блок в общежитии (несколько комнат с отдельным санузлом). Но этого он не захотел, оформив семейный детский сад и получая зарплату от государства как его "воспитатель".

И решил "несостоявшийся гений" cлoмaть систему российского образования (а что ее лoмaть, в ней "дыр" полно, латать не перелатать).

Видимо, что-то внутри у него cлoмaлось. И Тепляковы из красивой пары (посмотрите на фото ниже) превратились в других людей: мать, измyчeннaя от постоянных родов и недосыпов женщина с черными кругами под глазами, и отец - небритый, нестриженый, одетый в пляжные шорты человек (следующие фото).

Тепляков стал натаскивать своих детей на сдачу экзаменов, которые у нас проходят в форме тестирования. И дети стали эти экзамены сдавать. Дочь Алиса так смогла сдать ЕГЭ, а следующий за ней мальчик с необычным именем Хеймдалль в 7 лет сдал уже ОГЭ.

Отец, действительно, "сломал" систему и доказал, что дети, находящиеся по возрасту в начальной школе, способны сдать ЕГЭ. При этом за бортом оказалась куча "ненужных им знаний".

Так "несостоявшийся гений" получил самое для него важное: славу. О нем и его методике сейчас очень много говорят и пишут. Но многочисленные интервью, на которые он ходит с Алисой и другими детьми, свидетельствуют о том, что при очевидной развитости и начитанности дети почти не социализированы.

Алиса на публике ведет себя как ребенок 4-5 лет.

И в этом нет ее вины. Просто мир девочки весь сосредотачивается на мире ее семьи. У нее мало опыта общения с "другими" взрослыми кроме скучных тетенек-учительниц, которые ее экзаменовали.

При этом отец хочет, чтобы его дочь училась на психфаке МГУ, когда ей самой, по сути дела, нужны сеансы общения с детским психологом!

А еще Евгений на всю страну заявляет, что государство должно ему порядка 25 миллионов рублей потому, что это деньги, которые предусмотрены на обучение его семерых детей, а он учит их лично.

Так что если внимательно приглядеться, Тепляковым можно посочувствовать: отцу потому, что он не нашел себя в науке и переключился на что-то совсем иное, матери потому, что устает без меры, взвалив на себя тяжелую ношу, а детям потому, что они стали объектом очень сомнительного эксперимента.

А что вы думаете по этому поводу, мои уважаемые читатели?