Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Храм в местах лишения свободы

  • «Я отбываю срок и третий год ежедневно посещаю нашу церковь. Но последнее время я запутался в себе: мне многое не нравится, я не знаю как вести себя с братьями, осуждаю их, а сам творю подобное. Часто посещают мысли, что на общую службу ходить не буду, хочется уединения, на общих службах не хочу слушать чтение Евангелия. Когда поют, просто хочется взять и уйти, но терплю и службу не оставляю. На молитве посещают хульные мысли, и порой впадаю в отчаяние. Когда читаю келейно, мне кажется, что для меня так проще, но я чего-то боюсь, и не знаю как быть. Конечно, с нашим духовным отцом я советуюсь обо всем этом. Может, Вы что-то посоветуете?»

Когда я только начинал служить, мужскую колонию посещал много раз. Тогда в местах лишения свободы еще храмов не было. Выделили нам комнату, которую оборудовали силами самих заключенных, сделали иконостас, все красиво оформили, многое сделали своими руками. У меня до сих пор есть иконочка, которую мне подарили заключенные: икона Божьей Матери «Умиление» Серафима Дивеевского в резном киоте в благодарность за мои посещения. Я был совсем молодым священником, ходил по всей тюрьме, общался с заключенными и приблизительно представляю себе обстановку, которая царит там. По крайней мере, царила в девяностые годы. Сейчас, конечно, уже много времени прошло, может, что-то изменилось. Хотя вряд ли, мне кажется. Я сомневаюсь, что там меняется что-то принципиально. И знаю, что люди там как-то по-особенному набожные, что ли...

Когда человек находится в местах лишения свободы, как ни странно, у него актуализируется какая-то внутренняя свобода, и он ведет достаточно активную духовную жизнь. Поэтому место для проповеди там очень благодатное. Когда человек находится в таких стесненных обстоятельствах, до него доходит гораздо лучше, чем когда он живет в обычной своей сытой жизни, по-другому воспринимаются слова священника. Поэтому вопрос очень хороший, очень глубокий, который касается именно духовной жизни, и у автора вопроса это внутреннее искушение.

Вам нужно очень хорошо обсудить эту проблему с Вашим священником, потому что это может быть связано либо с духовным искушением, либо с Вашим состоянием. То, что Вы там находитесь, не может не влиять. Поэтому Вашему священнику виднее, посоветуйтесь с ним. Мне кажется, это просто искушение, мысли, которые гонят человека уединиться: не ходи на общие собрания, там не будет лучше. Такие мысли являются искушением. Поддадитесь им, потом следом пойдут другие: ты слишком много молишься, это уже превратилось в какое-то вычитывание, реже молись, но зато по-настоящему.

Начнете меньше молиться, потом всё меньше и меньше, а потом и вовсе перестанете, мне так кажется. Хотя Ваше искушение может быть связано и с другими вещами, специфическими для людей, находящихся в местах лишения свободы.

Многие из тех, кто посещает храм, ведет активную духовную жизнь там, на зонах, когда освобождаются, продолжают ее вести, но много и тех, которые на этом и заканчивают. Почему? Потому что внешние условия меняются: человек на свободе и человек в заключении ― это два разных человека. Хорошо если он целостный, он и продолжает жить духовной жизнью, таким же напряженным поиском. Вам еще предстоит пережить освобождение. С одной стороны, это будет свобода. С другой, Вам нужно будет находить внутренние силы, чтобы продолжать в том же направлении свою духовную жизнь. Сейчас Вы ограничены внешними рамками, Вам некуда бежать. Это плохо, но на самом деле это Вам помогает. Когда этих рамок-ограничителей не будет, Вам может говорить только Ваш внутренний голос. Будете ли Вы его слушать, вот в чем вопрос! Поэтому искушения еще предстоят. Такова духовная жизнь. Она вся состоит из борьбы, по-другому никак.

Помогай Господь!

Дорогие друзья! В статьях с тегом «до запрета» используются вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, в них затронутые, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.
Фото piotr tabisz с сайта Pixabay 
Фото piotr tabisz с сайта Pixabay