Еврейский народ, потомки Авраама, многие столетия ждали приход Мессии (что по-гречески звучит как Христос). О том им было сказано самим Богом. Ожидание прихода Мессии является ключевым аспектом и современного иудаизма. Тем более были преисполнены ожидания прихода Спасителя древние евреи. Более того, на основании различных пророчеств они знали о месте и времени его рождения. На место рождения указывал пророк Михей в пятой главе:
И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных.
(Мих. 5:2)
А пророк Даниил почти за пятьсот лет указал примерное время рождения, выразив это загадочными седминами (семилетиями), которые можно было понять и просчитать, отложив от известных событий (Даниил 9:24).
Ко времени прихода Иисуса Христа, еврейский народ был преисполнен ожидания исполнения пророчеств. Но почему же многие не признали в Иисусе Христа? Признали единицы, из которых Бог создал Церковь Свою (Мф 16:18), но большая часть еврейского народа так и осталась ждать другого. Ждут, как мы знаем, до сих пор.
Евреи и их ожидания.
Из Писания мы знаем, что это было время всеобщего ожидания Мессии, и уже приходили лжепророки, которые увлекали за собой народ. Об этом говорит Гамалиил, выступая перед синедрионом (Деяния 5:34-36). Он упоминает некого Февду, увлекшего за собой четыреста человек, и Иуду Галилеянина, за которым также пошло довольно много народа. Но после гибели предводителей их последователи разбегались и дело их исчезало. Поэтому очевидно, что евреи, кроме всего прочего, боялись обмануться.
Недаром, у Иисуса спрашивают: "долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо" (Ин .10:24) Спрашивали Христа и ученики Иоанна Крестителя: "Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?" (Мф 11:3)
И неправда, что Христос скрывал это. Он отвечает. Но только тем, кто может (готов) услышать. Например, самарянке говорит прямо на ее вопрос: "знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою"(Ин 4:25), но чаще отвечает так, что нужно доверять не словам, а делам. Ведь мало ли что могут сказать о себе самозванцы. Он говорит: смотрите на дела Мои. Так он ответил ученикам Иоанна Крестителя (Мф 11:5,6).
Между тем Иудея находилась в подчинении Римской империи. У еврейского народа не было своего царя, их заменили римские наместники. И в среде учителей еврейского народа сложилось представление о Мессии, как о земном правителе, который свергнет власть ненавистных римлян и восстановит царство.
Даже ученики ждали этого. Это можно услышать в вопросе который ученики задают воскресшему Господу, явившемуся им после крестных страданий и воскресения. Ученики спрашивают Его:
"не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?" (Деян 1:6)
Ожидание восстановления царства и избавление от власти Рима было, в представлении многих, одним из основных признаков Мессии.
Еще интересный эпизод мы встречаем в Евангелии, когда Христос накормил пятью хлебами пять тысячь человек. Очевидное для всех чудо! Что происходит далее? (Ин 6:15). Узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один. И после этого укоряет народ, что они хотят за Ним даже не ради чудес, а потому что "ели хлеб и насытились" (Ин 6:26). Другими словами Он как бы говорит: вы видите во Мне того, кто обеспечит ваше благоденствие здесь и сейчас - на этой земле, а Я для другого пришел.
Он явно избегает славы, почета, желая донести до людей нечто иное, чего они никак не могут понять пока.... пока ходят за Ним, надеясь получить какие-то земные блага. И Он учит, исцеляет, и снова проповедует, и снова исцеляет и пророчествует, предсказывая предстоящие крестные страдания. Пытается говорить о небесном, но слушатели уходят, потому что не понимают.
Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? (Ин 6:60) С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. (Ин 6:66)
Надо полагать, что была также зависть и нежелание расставаться со своим положением учителей еврейского народа со стороны первосвященников - на тот момент их было двое - Ханнан (Анна) и Каиафа - и синедриона.
А как еще объяснить решение старейшин из народа убить Христа после воскрешения Лазаря, четыре дня бывшего во гробе (Ин.11:53) Конечно, на совещании придумывается благовидный предлог: нужно убить ради того, чтобы народ не пошел за ним и не погиб. Мол, только ради блага народа. Хотя всем очевидно, что никто из живущих никогда не творил таких чудес. Напомню, что из-за жары тело Лазаря начало "смердеть". Христос не только воскресил умершего, он повернул вспять процесс разложения. И после этого Его решают убить!
Обобщение
Конечно, статья не претендует на научное исследование. Это беглый взгляд. Буду рад любым дополнениям. Пишите, что вы думаете по этому поводу. Хочу лишь кратко обобщить:
У евреев сложились свои ожидания и представления о Мессии (Христе), которым Этот странствующий Проповедник просто не соответствовал. Да, От творил чудеса, но при этом уклонялся от славы и не желал занимать земной трон, не пожелал становиться царем Израиля, и этого многие не могли понять и принять. При этом Он начал раздражать старейшин и первосвященников. Показателен один эпизод: исцеленных Христом слепорожденный, бросает первосвященникам: "это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи" (Ин 9:30). Естественно, они бесятся от этого, и после воскрешения Лазаря решают, что нужно ставить точку в этом вопросе.
Иногда говорят: почему же Он не говорил прямо? Почему не сошел с Креста, когда насмехались над Ним? Почему после воскресения не явился к первосвященникам с обличением? Много вопросов. Годы и десятилетия и столетия богословы ищут ответы и находят (написаны тома книг). Главный ответ, пожалуй, таков: Иисус пришел в мир не ради одного народа, а ради всех людей на земле (Мф 28:19). И чтобы дать людям ключи он вечной жизни, чтобы подарить всем Царство Небесное, жизнь с Богом. Правда, чтобы принять эти ключи, нужно поверить Ему, и принять жертву Сына Божия. Совершить подвиг веры: блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:29). Поэтому и не сошел с Креста. Поэтому и пришел только к Своим после воскресения. Поэтому и сегодня не ломится в двери души, но стоит и тихо стучит, как сказано:
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. (Откр. 3:20,21)
Аминь
Вы на канале Мефодий+
Помочь монастырю в Архангельской области / Поддержать канал Мефодий+
#мессия #библия #древность #иисус христос