Всем здравствуйте!
Сегодня Вашему вниманию мы представляем интересное исследование известного уральского историка и архивиста Николая Корепанова, посвящённое самой ранней часовне Шарташа. Это исследование на основе архивных материалов было опубликовано в форме материалов конференции, посвящённой 400-летию Верхотурья в 1998 году.
"Деревня Шарташ, близ Екатеринбурга возникшая в 70-е годы XVII века [здесь Н.С. Корепанов ошибается, следуя фальсификациям А. С. Мякишева; по предположению историка С.А. Белобородова, селение возникло на рубеже XVII - XVIII вв.], имела всероссийскую известность как один из старообрядческих центров на Урале.
К Шарташу тяготели ближние Сарапульская и Становская деревни, и с конца 40-х годов XVIII века, с активизацией вовлечения их жителей в заводские работы [в 1747 году шарташских крестьян причислили к Екатеринбургской слободе - Прим. ред.], сложилось даже понятие "три шарташские деревне". Жители трех деревень придерживались беглопоповского течения старообрядчества в отличие от раскольников-беспоповцев деревни Таватуйской, другого знаменитого "гнезда" старой веры (ограничимся здесь констатацией факта).
Шарташ прославился не как духовный или культурный, а скорее, как организационный, и, отчасти, хозяйственный центр раскола. Однако же в середине XVIII века, здесь действовала тайная часовня, судя по всему, хорошо известная в раскольничьем мире горнозаводского Урала. Власти узнали о ней в октябре 1746 года после доноса обратившегося раскольником Фёдора Яковлевича Свининникова (фамилия неразрывно с историей Шарташа XVIII века). После налёта солдатской команды 1 декабря часовня была разорена и описана. Командовал и описывал шихтмейстер [младший горный офицер - Прим. ред.] Василий Кириллович Томилов. Приведем его описание.
"Во дворе раскольника Ивана Власова сына Третьякова имеется две избы... между ими сени. От тех изб по левую сторону в полдневую сторону - сени. И подле те сени - изба с приделом, лицом стоит в Восток, срублена из соснового леса, покрыта драньем, и наверху... никакого строения нет. Длиною между углами 7 и 3/4 аршина (около 5,5 м) шириною 7 и 3/4 аршина (около 5,5 м). И в те избы входят наипервее из оных сеней в одну левую сторону, а из оной - в другую, в восток.
В оных в первой, вшедши на левой руке, складена кирпичная печь с выводной трубою, и челом стоит в избу. И против той печи в другую избу прорублено на стене большое четвероугольные окно и вставлена в него деревянная решётка. И то окно, признавается, сделано для тепла. И во оной же избе на западную сторону два окна небольшие волоковые (небольшие смотровые окна с задвижкой - Прим ред.), третье - посреди стены, простое, и затворяется доской, которая прибита на железных крюках, и положены две широкие лавки. И вдоль оной избы повешена большая простая пёстрая завеса, и за тою завесой к стене в восточную сторону положены две доски, на которых стоят образы. И те образы завешены холстом. Вышины в ней три аршина и два вершка (примерно 2,2 м).
Вторая, в которую ходят из оной избы, в ней в восточную сторону во всю стену две доски. И на одной доске поставлены образы и пред теми образами повешен ланпад на железных цепочках спускной. И по правую руку, пониже образов, длиною в ручную сажень накоса деревянная доска положена, наподобие тому, как налой. И на той же доске положена веткой выборки завеса от полу на четыре вершка (около 17.6 см), налой, крытый холстом подсвечник, свечи восковые, ладан и кадильная чашка. А более того никакой посуды нет. По правую руку в полуденную сторону у переднего - волоковые, а у заднего угла - пустое окошка. И подле стены и по левую руку положены лавки, а повыше окон положены на трёх стенах доски. На одной доске с полудни лежат книги. И у переднего с северной стороны угла окно небольшое; на той же стене, посредине, повыше того окна небольшое волоковое ж окно. Посреди той избы на потолке против дверей небольшое продолговатое узкое окно, которое ныне закрыто ставнем и замётано землею. Длиною оная изба 8 1/4 аршина (примерно 5,9 м), шириною 6 1/4 аршина (примерно 4,5 м).
Во оных избах стены тесаны, подволока в одной - бревенчатый, а другой - тесовый. И заставили в тех избах одного из раскольников старика, который о себе объявил, что в тех избах живёт для одного только караула и топления печи".
По словам свининникова службы в часовне отправляли шарташские жители Иван Павлов и Борис Калинкин (живший у Афанасия Гусева), а также приезжавший с демидовских заводов восьмидесятилетний раскольничий поп Яков. Согласно расходящимся показаниям Третьякова, Гусева и Павлова часовня была выстроена между 1726 и 1736 годами (более 10, 15 или 20 лет назад). Иконы и утварь предоставили сами шарташцы. По согласованию с Тобольской духовной консисторией часовня была разобрана, вывезена за крепость шарташской деревни и 22 декабря публично сожжена. Иконы и четырех упоминавшихся раскольников отправили в кандалах в Тобольск.
Роспись найденным образом и протчему у шарташского жителя раскольника Ивана Власова сына Третьякова в двух избах.
[Байбарак - плотная шелковая или парчовая ткань. - Прим. ред.]
[Дестевая книга - сложенная из небольших пачек в 24 листа (десть) - Прим. ред.]
По материалам:
Корепанов Н.С. Тайная Шарташская часовня XVIII в. // Культурное наследие российской провинции: история и современность. К 400-летию Верхотурья. Тезисы докладов и сообщений Всерос. науч.-практ. конф. 26-28 мая 1998. Екатеринбург, 1998. С. 278-283.