Найти тему
УЕЗДНЫЕ ЗАМЕТКИ

Истории раннего Екатеринбурга: тайная часовня на Шарташе, которую сожгли

Всем здравствуйте!

Сегодня Вашему вниманию мы представляем интересное исследование известного уральского историка и архивиста Николая Корепанова, посвящённое самой ранней часовне Шарташа. Это исследование на основе архивных материалов было опубликовано в форме материалов конференции, посвящённой 400-летию Верхотурья в 1998 году.

"Деревня Шарташ, близ Екатеринбурга возникшая в 70-е годы XVII века [здесь Н.С. Корепанов ошибается, следуя фальсификациям А. С. Мякишева; по предположению историка С.А. Белобородова, селение возникло на рубеже XVII - XVIII вв.], имела всероссийскую известность как один из старообрядческих центров на Урале.

Чертеж «Шарташская промысловая слобода», 1762 год
Чертеж «Шарташская промысловая слобода», 1762 год

К Шарташу тяготели ближние Сарапульская и Становская деревни, и с конца 40-х годов XVIII века, с активизацией вовлечения их жителей в заводские работы [в 1747 году шарташских крестьян причислили к Екатеринбургской слободе - Прим. ред.], сложилось даже понятие "три шарташские деревне". Жители трех деревень придерживались беглопоповского течения старообрядчества в отличие от раскольников-беспоповцев деревни Таватуйской, другого знаменитого "гнезда" старой веры (ограничимся здесь констатацией факта).

Шарташ прославился не как духовный или культурный, а скорее, как организационный, и, отчасти, хозяйственный центр раскола. Однако же в середине XVIII века, здесь действовала тайная часовня, судя по всему, хорошо известная в раскольничьем мире горнозаводского Урала. Власти узнали о ней в октябре 1746 года после доноса обратившегося раскольником Фёдора Яковлевича Свининникова (фамилия неразрывно с историей Шарташа XVIII века). После налёта солдатской команды 1 декабря часовня была разорена и описана. Командовал и описывал шихтмейстер [младший горный офицер - Прим. ред.] Василий Кириллович Томилов. Приведем его описание.

Чертеж Шарташской деревни, 1766
Чертеж Шарташской деревни, 1766

"Во дворе раскольника Ивана Власова сына Третьякова имеется две избы... между ими сени. От тех изб по левую сторону в полдневую сторону - сени. И подле те сени - изба с приделом, лицом стоит в Восток, срублена из соснового леса, покрыта драньем, и наверху... никакого строения нет. Длиною между углами 7 и 3/4 аршина (около 5,5 м) шириною 7 и 3/4 аршина (около 5,5 м). И в те избы входят наипервее из оных сеней в одну левую сторону, а из оной - в другую, в восток.

В оных в первой, вшедши на левой руке, складена кирпичная печь с выводной трубою, и челом стоит в избу. И против той печи в другую избу прорублено на стене большое четвероугольные окно и вставлена в него деревянная решётка. И то окно, признавается, сделано для тепла. И во оной же избе на западную сторону два окна небольшие волоковые (небольшие смотровые окна с задвижкой - Прим ред.), третье - посреди стены, простое, и затворяется доской, которая прибита на железных крюках, и положены две широкие лавки. И вдоль оной избы повешена большая простая пёстрая завеса, и за тою завесой к стене в восточную сторону положены две доски, на которых стоят образы. И те образы завешены холстом. Вышины в ней три аршина и два вершка (примерно 2,2 м).

Вторая, в которую ходят из оной избы, в ней в восточную сторону во всю стену две доски. И на одной доске поставлены образы и пред теми образами повешен ланпад на железных цепочках спускной. И по правую руку, пониже образов, длиною в ручную сажень накоса деревянная доска положена, наподобие тому, как налой. И на той же доске положена веткой выборки завеса от полу на четыре вершка (около 17.6 см), налой, крытый холстом подсвечник, свечи восковые, ладан и кадильная чашка. А более того никакой посуды нет. По правую руку в полуденную сторону у переднего - волоковые, а у заднего угла - пустое окошка. И подле стены и по левую руку положены лавки, а повыше окон положены на трёх стенах доски. На одной доске с полудни лежат книги. И у переднего с северной стороны угла окно небольшое; на той же стене, посредине, повыше того окна небольшое волоковое ж окно. Посреди той избы на потолке против дверей небольшое продолговатое узкое окно, которое ныне закрыто ставнем и замётано землею. Длиною оная изба 8 1/4 аршина (примерно 5,9 м), шириною 6 1/4 аршина (примерно 4,5 м).

Во оных избах стены тесаны, подволока в одной - бревенчатый, а другой - тесовый. И заставили в тех избах одного из раскольников старика, который о себе объявил, что в тех избах живёт для одного только караула и топления печи".

По словам свининникова службы в часовне отправляли шарташские жители Иван Павлов и Борис Калинкин (живший у Афанасия Гусева), а также приезжавший с демидовских заводов восьмидесятилетний раскольничий поп Яков. Согласно расходящимся показаниям Третьякова, Гусева и Павлова часовня была выстроена между 1726 и 1736 годами (более 10, 15 или 20 лет назад). Иконы и утварь предоставили сами шарташцы. По согласованию с Тобольской духовной консисторией часовня была разобрана, вывезена за крепость шарташской деревни и 22 декабря публично сожжена. Иконы и четырех упоминавшихся раскольников отправили в кандалах в Тобольск.

Роспись найденным образом и протчему у шарташского жителя раскольника Ивана Власова сына Третьякова в двух избах.

Первая часть росписи
Первая часть росписи
Вторая часть росписи
Вторая часть росписи

[Байбарак - плотная шелковая или парчовая ткань. - Прим. ред.]

Третья часть росписи
Третья часть росписи
Четвёртый лист росписи, оцените количество культовых предметов шарташской часовни в XVIII веке
Четвёртый лист росписи, оцените количество культовых предметов шарташской часовни в XVIII веке

[Дестевая книга - сложенная из небольших пачек в 24 листа (десть) - Прим. ред.]

По материалам:

Корепанов Н.С. Тайная Шарташская часовня XVIII в. // Культурное наследие российской провинции: история и современность. К 400-летию Верхотурья. Тезисы докладов и сообщений Всерос. науч.-практ. конф. 26-28 мая 1998. Екатеринбург, 1998. С. 278-283.

-7