К конкурсам профессионального мастерства я отношусь двояко.
С одной стороны, мне кажется, что это пустой пафос. Шоу. Показуха.
С другой стороны, профессиональные победы вдохновляют нас на подвиги, а поражения подстёгивают. И у нас появляется стремление к самосовершенствованию и поиску новых идей для профессионального развития.
Я и мои коллеги не раз участвовали в таких конкурсах. Я даже дважды. В 2016 и в 2021 годах.
Что руководит педагогом, который решился на участие в конкурсе?
У всех разная мотивация. А может и всё вместе сразу.
1. Кто-то хочет подвести итоги своей профессиональной деятельности и получить беспристрастную оценку эксперта.
2. Кому-то нужен документ для портфолио для последующей аттестации.
3. Кто-то любит движуху и всегда на старте для поиска новых идей и единомышленников.
Я из тех, кто любит всё и сразу. Поэтому по мере своих сил и временных возможностей принимаю участие в разных конкурсах. И очного формата, и онлайн-формата.
Есть ещё различные марафоны и челленджи в профессиональных сообществах. В одном таком мероприятии принимаю участие как раз сейчас на просторах Инстаграм, который полюбила с недавних пор именно вот за такие мероприятия.
Недавно прочитала книгу Олега Анатольевича Казанского «Педагогика как любовь». Нет возможности пересказать своими словами, поэтому привожу отрывок, тронувший меня до глубины души.
«Увлечь собой для учителя — это, прежде всего, приобщить учеников к своему опыту и ценностям, ввести другого в новую организацию жизнедеятельности и мышления, то есть «развернуть себя» (как ситуацию), чтобы другие (дети) попали в своеобразную зону новых ролей, отношений, ценностей. Задачи учителя — приблизить детей к себе. Для этого надо либо самому идти к ним, либо их пригласить к себе. Мне кажется, лучше второе — я пригласил их к себе, чтобы показать им, что они могут быть другими, не лучше и не хуже, а другими; тем самым образовать у них новое представление о самих себе».
Уметь смотреть на мир глазами других людей – вот что важное для учителя. Это я поняла после прочтения книги.
«Пригласить детей к себе…» Какие необычные слова. Какой глубокий смысл. Но чтобы «пригласить к себе», необходимо быть уверенным, что у тебя есть, что показать приглашённым, есть, чем привлечь их внимание и заставить уважать себя.
Поэтому я всё время в поисках того, что бы я хотела узнать, чему бы я хотела научиться, чем бы я хотела удивить других.
Отвечаю на поставленный вопрос: «Конкурсы педагогического мастерства - показуха или ресурс для саморазвития?».
Большой мощный ресурс для непрерывного развития.
Приняв решение об участие в профессиональном конкурсе вам придётся провести большую исследовательскую работу по обобщению своего педагогического опыта. Это же классно!
Когда вы ещё на это решитесь?
А вторая выгода - это возможность увидеть неординарный опыт других учителей и сравнивать свои возможности с достижениями коллег.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Надеюсь, что не утомила вас. Писала на позитиве и на одном дыхании.
Буду благодарна за лайк и за комментарий о том, как вы относитесь к подобным конкурсам.
Подпишитесь на мой канал «Мальвина Карловна» и найдете много полезного. Я всё время в поиске новых тем для дискуссий.
Может быть, вам будут интересны другие мои статьи:
Феномен учительских отпускных. Как я выжила этим летом
Хороший учитель – привитый учитель. Или страсти вокруг вакцинации