Найти тему
ПОД СТУК

Интересный и простой способ управления движением на железной дороге - жезловая система. Применяется по сей день!

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! В этой статье поговорим про жезловую систему - систему, которая обеспечивает безопасность движения поездов на однопутных участках, не оборудованных ни автоблокировкой, ни полуавтоблокировкой. Кстати, её даже можно встретить до сих пор, например на некоторых участках Октябрьской железной дороги в Карелии.

Кадр из видео SsVMedia
Кадр из видео SsVMedia

Что представляет собой жезловая система?

Какой самый безопасный способ избежать столкновений на однопутном перегоне между станциями? Правильно, пускать по нему только один поезд. Только в данном случае, право выезда со станции машинисту даёт не зелёный огонь светофора и не поднятое крыло семафора, а наличие в кабине жезла.

Самый простой способ, который и положил начало жезловой системе - это наличие всего одного жезла. На станции А машинисту выдаётся жезл, доезжая до станции Б - он этот жезл отдаёт. После чего жезл выдаётся машинисту, который едет от станции Б к станции А. Всё предельно просто.

Вполне рабочая система, однако был у неё один недостаток. В таком случае поезда должны были ходить по очереди, сначала от А к Б, потом от Б к А и по новой. А если нужно пропустить по перегону несколько попутных поездов? Тогда приходилось возвращать этот жезл обратно к станции А с помощью лошади. Это неудобно, поэтому вскоре пришли к электрожезловой системе.

-2

Электрожезловая система

Собственно в данном случае, имеем всё те же две станции, ограничивающие перегон. На каждой станции находятся специальные жезловые аппараты, в которых хранятся жезлы в количестве нескольких десятков штук. Такое количество нужно, так как разные жезлы дают право на проезд на разных перегонах. Перегон, право проезда по которому даёт жезл - написан на самом жезле. А также для того, чтобы с одной станции при попутном следовании хватало жезлов.

Жезловый аппарат
Жезловый аппарат

Два жезловых аппарата, находящихся на разных станциях связаны между собой электрической линией связи. Как же работает сама система?

Рассмотрим на примере всё тех же станций А и Б. Дежурный по станции А связывается с дежурным станции Б и запрашивает согласие на отправление поезда. Дежурный станции Б подтверждает согласие вращением рукоятки индуктора, тем самым посылая электрический сигнал на жезловый аппарат станции А.

Дежурный по станции А достаёт жезл и передаёт его машинисту. Поезд отправляется.. Прибыв на станцию Б, дежурный забирает у машиниста жезл и вставляет его в аппарат.

Сам жезл
Сам жезл

Суть заключается в том, что жезл нельзя достать (а значит и отправить поезд), если в обоих жезловых аппаратах количество жезлов в сумме - нечетное. То есть, скажем было 20 там и там, один выдан машинисту. Сумма равна 39, то есть число нечётное, следующий жезл достать не получится.

Как только машинист приезжает на следующую станцию, дежурный забирает жезл, возвращает в аппарат, всего жезлов становится 40. Значит теперь можно отправить поезд со станции А или Б.

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!

Читать далее:
Вы же не пользуетесь услугами сомнительных таксистов у вокзалов и аэропортов. А для кого они тогда стоят?
Что можно найти интересного вблизи железнодорожных путей и забрать себе в качестве «хабара» или сувенира.
Умельцы научились печатать поддельные билеты на электрички и продавать их за полцены. Купил на проверку, сделал вывод.

-5