Найти тему

Алексей КУРГАНОВ. Напрасны были хлопоты

На днях наше телевидение сделало любителям советских детективов роскошный подарок: показало старый (1962-го года выпуска) советский фильм «Государственный преступник» в главных ролях с Демьяненко, Лукьяновым (председатель колхоза Ворон из «Кубанских казаков»), Кларой Лучко и ещё одной артисткой (я её фамилию не знаю. Она жену Юматова играла в фильме «Офицеры» и старшую бабу-лодочницу из сериала «Трое в лодке, не считая собаки» с Мироновым, Ширвиндтом и Державиным. А здесь она дурочку играет. Которая в конце фильма узнаёт, что этого самого преступника посчитала своим родным папой. И от этого потрясения даже в обморок грохнулась. Совершенно дешёвый приём).

Сюжет фильма куда как серьёзен: поиск фашистского пособника (в конце фильма его, конечно же, находят), но я не о сюжете. Я о конкретном исполнителе и его артистическом амплуа. А именно, об Александре Демьяненко

Много раз приходилось слышать, что он до конца своих дней тяготился ярлыком недотёпистого Шурика из гайдаевских кинолент «Операция Ы и другие приключения Шурика» и «Кавказская пленница», и что он всю жизнь мечтал от этого ярлыка избавиться, сыграв роли серьёзные, и этим самым доказать и телезрителям, и киношному начальству, что он — артист именно что серьёзный, а не этот вечный студент, раздолбай-недотёпа.

И вот серьёзная роль (в «Государственном преступнике» он играет сотрудника органов госбезопасности) — и что же? А ничего! В смысле, ничего путного-толкового не получилось. На протяжении всего фильма постоянно и откровенно зажатый, с совершенно казёнными фразами и доведённой до невыносимости вежливостью. То есть супер-положительный и поэтому супер-скучный.

И недавно же показывали «Карьеру Димы Горина», где роль ему как раз удалась, — а почему? Да всё потому, что играет всё того же раздолбая Шурика. Да, имя другое, сюжет совсем не гайдаевский, типажи не комедийные, но он здесь всё равно всё тот же Шурик!

Так что напрасны были его мечтания и старания посерьёзнеть. Никому они (я имею ввиду в первую очередь нас, телезрителей) по сути не нужны. Как говорится, коль женили — так тому и быть. Потому что Шурик — он и есть Шурик. Потому что это уже не персонаж, а типаж. Пусть им и остаётся. На все времена. И это замечательно.

-2