Доброго дня дорогие подписчики и читатели канала!
Сегодня вашему вниманию я представляю небольшой обзор творчества Чарльза Р. Бауэрса (1889-1946 гг.)., американского карикатуриста, фарсового актера и... любопытного авторского режиссера-постановщика, сценариста и продюсера фильмов с комбинацией игры живых актеров и умопомрачительной стоп-моушен анимацией.
Имя Чарльза Р. Бауэрса вряд ли скажет что-то среднему читателю. Некоторые зрители - чему я сам был свидетелем - путали его из-за схожести визуального образа и связи с немым кино с Чарли Чаплином (хотя внешне и по эксцентричному стилю он имеет сходство с Бастером Китоном). Однако данный кинематографист заслуживает не меньшего внимания, чем его великий тезка).
К стыду своему, я совсем недавно сам случайно наткнулся на фильм "It's a Bird!" (1930) на просторах интернета. И хотя лично я поначалу посмотрел всего лишь три минуты концовки, она всецело захватила мое внимание.
Происходящий на экране сюрреализм был заявлен в линейке файлов вместе с "криповыми кукольными мультами из 1930-х". Однако сцена вылупления разрешена на таком высоком уровне техники и сама концовка довольно остроумна, что я невольно загорелся желанием узнать что нибудь о самом фильме и его авторе. Просмотрев полную версию, я наткнулся на статью о самом мистере Бауэрсе. Русскоязычные статьи о нем в Википедии и Кинопосике отсутствуют, однако наличие данных и материалов позволяет считать, что мистер Бриколо (так называли французские прокатчики Бауэрса и его персонажа в титрах и на афишах в 1920-х годах) не плод чьей то фантазии и не подделка.
Согласно определению словаря, Бриколаж (от фр. bricolage) — термин, использующийся в различных дисциплинах, в том числе в изобразительном искусстве, в литературе, философии, означающий создание предмета или объекта из подручных материалов, а также сам этот предмет или объект. Иными словами, то что находится на стыке с эксцентрикой.
Чарли Бауэрса можно назвать настоящим эксцентрическим "мастером на все руки", который смоделировал себя сам, как Бастер Китон (вспомним бешенный скрюченный домишко в "Одной неделе" или эспандерную петлю в "Заключенном №13") или Гарри Лэнгдон.
Чарльз Р.Бауэрс родился в Айове (встречается разночтение, в 1877-м или в 1889 г, однако дата 1889-й упоминается чаще, да и сам актер и режиссер в 1917-м не тянет на сорок). В некоторых источниках указывается, что его родителями были врач-ирландец и французская цирковая артистка. Его ранняя карьера началась с места художника-карикатуриста и мультипликатора в серии мультфильмов о Матте и Джеффе для студии Барре. К середине-концу 20-х он снялся в собственной серии фарсовых комедий для R-C Pictures и Educational Pictures. Его фарсовые комедии, некоторые из которых сохранились, представляют собой удивительную смесь живого действия и анимации, созданной с помощью «Процесса Бауэрса». Чаще всего Чарли Бауэрс выступал в амплуа комического эксцентричного изобретателя, который придумывает некий занятный механизм, однако дальше по сюжету что то идет не так;) Сложные гаджеты Руба Голдберга также появляются во многих его комедиях. Два примечательных фильма включают в себя «А теперь ты расскажи» с запоминающейся сценой марша слонов в Капитолий США и «Оно там есть» (1928), сюрреалистический фильм загадку (остроумно пародирующую набивший оскомину штамп "загадочного дома" и "дома с приведениями") с участием Призрака с пушистым лицом и МакГрегора, детектива-комнатной мухи. Эта картина в частности снискала похвалу и достойную оценку Андре Бретона, французского писателя и поэта, одного из основоположников сюрреализма, и хорошо принята другими современниками, среди которых "отец" дятла Вуди мультипликатор Уолтер Ланц, одно время сотрудничавший с Бауэрсом.
Бауэрс смог приспособиться к приходу звука и снял несколько звуковых фильмов, один из которых сохранился, «Это птица» (благодаря чему мы слышим его голос) и кукольные «Дикие устрицы» и "Беспокойная ночь". В более поздние годы написал и проиллюстрировал детские книги и рисовал карикатуры для Jersey Journal.
Забвению творчества мистера Бриколо поспособствовало не только быстро развитие кино с переменой вкусов публики и бурная история 1920-1940-х годов, но так же утрата самих картин. Оригинальная пленка зари кинематографа делалась из материалов, которые с сегодня покажутся примитивными и некачественными. Пленка горела, высыхала и распадалась в пыль, раскисала до состояния желе. Нередки были случаи, когда пленку промывали и использовали повторно, чтобы освободить хранилища и сэкономить на материале. Студии и рядовые зрители относились к пленкам как к хламу. До "воскрешения в памяти" Жоржа Мельеса в 1928-1929 гг, пришедшегося на период перехода к звуку, мало кому (даже во Франции, где отношение к фильмам было несколько более уважительным) приходило в голову, что ранее немое кино может представлять какую то ценность. По подсчетам американских историков кино, в настоящее время до 75 % немых фильмов, выпущенных в США, утрачены навсегда. Подобная участь могла бы постичь и незаурядного кинематографиста, ставшего героем моего сегодняшнего рассказа. Забытый мастер, чья фантазию не сохранил даже свет на целлулоиде. Почти "Забытое серебро" Питера Джексона, только прозаичнее и грустнее.
Однако...
Из почти 40 фильмов, в создании которых Бауэрс принял участие в 1917-1940 гг, сохранилось чуть меньше половины, причем как это не странно - во французских киноархивах. В 2004 году при сотрудничестве компаний Image Entertainment и Lobster Films of France (известной реставрацией и перевыпуском самой полной колоризованной версии"Путешествия на Луну" Жоржа Мельеса 1902-го года) тогда ещё на дисках были выпущены 15 сохранившихся фильмов Бауэрса. В 2019 году они вместе с еще двумя вновь открытыми фильмам были выпущены на Blu-ray.
Поскольку сохранившиеся фильмы Чарли Бауэрса изобретательны и сюрреалистичны, что придает им свежесть, привлекательную для современной публики, после его повторного открытия его работы иногда помещались на «высший уровень» достижений немого кино.
Считается, что гораздо больше его работ существует в различных киноархивах, и возможно, будущее позволит найти и увидеть новые маленькие чудеса мистера Бриколо
Благодарю Всех, кто осилил это многобуковье) Читайте, смотрите, общайтесь, увлекайтесь!