"Красоту можно подметить во всем, виденье и формирование красоты – это то, что отличает снимок от фотографии". (Мэтт Харди).
Это вторая часть статьи, начало которой было опубликовано вчера – содержит основную часть практических рекомендаций по улучшению ваших кадров. На что обращать внимание, к чему стремиться и чего избегать.
3. Преодолевайте нежелание включаться. Строго говоря, фотографирование – это работа, если подходить к делу серьёзно. Она может доставлять огромное удовольствие, но тем не менее в хороший кадр придётся вложиться. Нужно включаться. Нужно потратить на снимок время и силы. Энергию своего внимания. Сделать несколько (или много!) дублей. Если нет желания включаться – придётся довольствоваться снапшотами. Тут каждый выбирает сам для себя и единственного правильного для всех и всегда решения не существует.
4. Не спешите! Снимать объект, как только его увидел – плохая идея. Даже очень плохая. (Разумеется, если объект не собирается тотчас же улететь, сбежать или напасть. В последнем случае крайне рекомендую нажать на спуск и поскорее ретироваться, по возможности не привлекая внимания). Однако могу поспорить, что лучший ракурс – это не тот, под которым вы впервые обратили на свой потенциальный сюжет внимание. Если объект статический и нападать не собирается – обойти вокруг, присесть, посмотреть, нельзя ли куда забраться повыше и снять оттуда. Проверить вертикальную и горизонтальную ориентацию кадра. Посмотреть внимательно – что из окружения включить в кадр, а что, наоборот, спрятать. Проверить всю площадь кадра. Да, я знаю, это сложно – держать во внимании весь кадр плюс следить за фокусом, ровностью горизонта, и ещё массой вещей, каждая из которых может испортить кадр или спасти его. Но стоит хотя бы пытаться – рано или поздно это войдёт в привычку и спасёт вас от часов, проведённых за графическим редактором в попытках вымарать лишнее так, чтобы было незаметно. Гораздо дешевле и приятнее сразу снять правильно. Кстати, высокие объекты лучше снимать с высокой точки, тем самым минимизируя искажения перспективы, неминуемо возникающие при наклоне камеры, а соответственно – и время, затраченное на постобработку. Ваши глаза будут вам благодарны.
5. Делайте много кадров! Плёночные времена уже в прошлом, кадры можно не экономить. По ресурсу затвора стоимость одного щёлка даже для навороченной профессиональной зеркалки – порядка одного-двух рублей. Которые, кстати, уже заплачены при покупке аппарата. Так что не потратьте эти деньги зря. Если вы не профессиональный спортивный фотограф или любитель тайм-лэпса (что вряд ли – первые вряд ли будут читать этот блог, а вторым рекомендую присмотреться к беззеркалкам с электронным затвором), то ваша камера морально устареет быстрее, чем вы выработаете ресурс по затвору. Снимайте! Если вы сделали один кадр, он может оказаться бракованным – расфокус, шевелёнка, как раз в момент экспонирования близко пролетел птеродактиль и закрыл своим нечётким силуэтом объект. Автофокус ошибся, да мало ли что! Очень обидно дома увидеть технический брак на интересном, но единственном кадре, поверьте. Делайте дубли всегда, когда это возможно. Выбросить всегда можно, а вот наоборот...
6. Снимайте вдумчиво. Предыдущий абзац не следует рассматривать как призыв бездумно жать на спуск. Один мой знакомый делит фотографов на снайперов и пулемётчиков. В то время как первые вынашивают каждый кадр, как ребёнка, вторые лупят сериями в надежде, что какой-нибудь кадр да получится интересным. Как всегда, крайности вредны, а фокус состоит в грамотном сочетании обоих подходов: если вы снимаете быстро движущийся объект или спортивное состязание, серийная съёмка с проводкой и следящим автофокусом – хорошая идея. Если же спешить никуда не надо, сделайте несколько дублей, но осознанно и не торопясь. Обязательно делайте разные кадры одного объекта. Варьируйте кадрирование, ракурс, режимы съёмки. Кстати, крайне полезная практика – иногда прикинуться снайпером и представить себе, что в ваших руках плёночная среднеформатная камера с плёнкой на 12 кадров, каждый из которых (плёнка + проявка) обойдётся рублей в 500-700. Это заставит вас снимать вдумчиво. Кроме того, любое ограничение прокачивает креативность. Ну, почти.
7. Выбирайте момент. Опять же – не спешите. Дождитесь, когда вылетит птичка. Из-под мостика появится кораблик. Движущиеся объекты в кадре выстроятся в интересную фигуру или просто окажутся в визуально наиболее гармоничном месте. Случайный прохожий отчебучит что-то этакое. (В последнем случае, впрочем, не забывайте про этику. Я стараюсь не выкладывать публично кадры – даже удачные – если думаю, что попавший в кадр человек не захотел бы подобной публичности).
8. Экспериментируйте! Цифровая эпоха открыла нам широкое поле для экспериментов. Делайте «странные» кадры, выбирайте нестандартные ракурсы, объекты съёмки. Фотографируйте в снег, дождь (не забудьте обеспечить безопасность вашей камеры или используйте камеру и объектив с влагозащитой. И даже в этом случае будьте осторожны). Помимо «прокачки» креативности это даст вам шанс сделать по-настоящему необычный кадр.
9. Почувствуйте место и объект съёмки. Человек воспринимает гораздо, гораздо больше информации, чем осознаёт (в просторечии это называется непонятным разуму словом «интуиция»). Используйте это свойство на полную катушку. Почувствуйте место. «Вживитесь» в сюжет. Определите своё отношение к предмету съёмки. Какие чувства он у вас вызывает? Какие чувства вы бы хотели, чтобы испытывали зрители ваших работ? Вы можете быть уверены, что ваше отношение каким-то мистическим образом будет присутствовать на фотографии, хотите ли вы этого или нет. (Имеет смысл следить за своим состоянием, правда?) Более того, пространство – неотъемлемая часть фотографического сюжета, и его нужно включать в кадр осознанно. Иначе оно включится само, так или иначе, с непредсказуемым результатом.
10. Тренируйте вИдение. В то время, как мы видим мир трёхмерным, фотография представляет собой плоское изображение, пиксели которого складываются в линии, формы, цветовые пятна... Все планы складываются в одну плоскость – плоскость снимка. Наш мозг потом преобразует это буйство пикселей обратно в 3D модель, но часть информации безвозвратно потеряна, и мозг её «додумывает», как может. Кроме того, он обладает мощными средствами фильтрации информации, и эта опция включена по умолчанию. Поэтому на фото зачастую видно то, что ускользает от нас во время съёмки. Тренируйтесь, привыкайте видеть линии, цвета, формы. Идеально научиться представлять сцену двумерной, как она будет запечатлена на фото.
11. Отсматривайте кадры на экране камеры. Да, это замедляет процесс. Да, отвлекает. Да ещё и батарейку сажает! Но пока нет автоматической привычки видеть сцену двумерной – оно того стоит. По крайней мере один кадр из серии – обязательно. На фото прямо из головы портретируемого растёт дерево, а в реальной сцене наш мозг отфильтровал это дерево как объект, находящийся на другом плане – далеко от предмета съёмки. (В этом смысле оптический видоискатель, как наиболее приближённый к невооружённому взгляду, имеет свои недостатки). На экране это можно увидеть, также как и недосвет/пересвет (увидеть расфокус не удастся, если только в масштабе 1:1) и переснять. Если это вовремя не отследить, пара-тройка увлекательных часов за графическим редактором вам обеспечена. Оно вам надо?
12. Смотрите работы мастеров. Тут даже анализировать не обязательно (а иногда даже вредно). Достаточно просто смотреть и получать удовольствие. Впитывать. Насмотренность позволяет если не заразиться мастерством – в той или иной степени – то хотя бы сформировать вкус. Картины, кстати, тоже подходят. Даже кино, если вы в состоянии оторваться от сюжета и увидеть визуальное построение кадра. Многие работы того же Джармуша или Ридли Скотта, если смотреть покадрово, можно многому научиться.
13. Читайте! Изучайте основы композиции, правила построения кадра. Даже если вы не вспомните их во время съёмки, есть хорошая вероятность, что оно сработает на подсознании и убережёт вас от явных ляпов. А они случаются у всех, поверьте.
14. Храните свои снимки. Время от времени я возвращаюсь к старым фотографиям и нахожу среди них интересные, но по каким-то причинам отбракованные сюжеты. А иногда приходит идея (кадрирование, ч/б, обработка, да что угодно) – и казавшийся «недотянутым» снимок вдруг преображается как гадкий утёнок.
15. Удача – ваш союзник. Без неё никуда... Уникальная конфигурация элементов, вовремя пролетевшая птица, да что угодно. Фактически, именно удача определяет, как долго придётся выжидать момент, чтобы сделать кадр. Плюс возможность увидеть нечто уникальное.
16. Проверяйте установки камеры. Очень обидно, когда уникальный кадр оказывается испорченным, потому что вы в прошлый раз снимали другое и в других условиях и сделанные под эти условия установки остались на камере. Поскольку установок много, полезно использовать т.н. USER-режимы. Вы один раз настраиваете, скажем, U1 на пейзаж, U2 на портрет, и т.д., а затем устанавливаете нужный режим одним движением. Быстро и предсказуемо.
17. Получайте удовольствие! Это последняя рекомендация, но возможно, самая важная. Удовольствие от процесса во-первых имеет самоценность, которую трудно переоценить, а во-вторых автоматически улучшит ваши фото. Снимайте и получайте удовольствие!