Кайдзен – японская практика, основанная на постоянном совершенствовании процессов производства и ведения бизнеса. Первоначально придумана для оптимизации работы подразделений на заводах Toyota, однако на практике показала себя настолько универсальной, что её принципы стали применять и в других сферах жизни, например, для уборки дома.
Основные принципы философии кайдзен, или, как ещё её называют, системы 5S:
- сортировка;
- создание единой системы;
- приведение к стандартам;
- содержание в чистоте;
- непрерывное совершенствование.
Кайдзен – эффективный инструмент организации рабочего пространства, обеспечивающий максимально продуктивную деятельность. Почему бы не применить его в обычной жизни и посмотреть, что из этого получится? Ведь сегодня дома дел не меньше, чем на работе, а порой – и больше.
Придерживаясь этой философии, ты достигнешь таких результатов, как увеличение свободного пространства и упрощение ежедневной деятельности. Чистота и порядок в доме станут естественной и легко достижимой нормой, не требующей больших временных и ресурсных затрат. Однако не стоит думать, что, убравшись единожды по системе 5S, дом сразу станет идеальным. Кайдзен, как и любой другой навык, потребует некоторого времени для того, чтобы стать частью вашей жизни.
Главная цель уборки – не идеальная чистота, а создание такого пространства, которое будет:
- максимально подстроено под твои задачи;
- максимально оптимизировано;
- максимально просто для поддержания чистоты.
Для решения этой задачи стоит хорошо подумать. Составь список повседневных дел и целей; найди то, что мешает или усложняет их достижение. Вооружись терпением, энтузиазмом, готовностью к переменам и цветными стикерами – они помогут систематизировать пространство. Итак, перейдём к детальному рассмотрению принципов Кайдзен.
Сортировка
Пожалуй, ключевой момент системы – разделение вещей на те, которыми ты пользуешься постоянно, периодически, иногда и никогда. От последних желательно сразу избавиться. Выбери зону, которую хочешь сортировать. Займи «функциональное положение». Если это кухня, встань у плиты или мойки. Если рабочий стол – сядь за него. Разбираешь шкаф – встань перед зеркалом. Это исходная точка, которая поможет сортировать вещи. Возьми предмет и оцените его по следующим пунктам:
- Он мне нужен?
- Насколько он уместен здесь?
- Как часто я им пользуюсь?
- Когда я брал его в последний раз?
Если вещь нужна и регулярно используется, отметь её зелёным стикером и найди ей место на расстоянии вытянутой руки. Предметы, которыми пользуешься иногда, маркируй жёлтым. Вещи, которые не должны быть в этой зоне, отнеси на место. Если затрудняешься это сделать, наклей оранжевый стикер, и расположи предметы этой категории, например, в центре комнаты. Вещи, к которым ты не прикасался более полугода, отмечай красной наклейкой. В идеале, предметы из последней категории выбросить или дать им «новую жизнь» (продать, отдать, подарить).
Кайдзену присуще стремление к минимализму и оптимизации имеющихся ресурсов. Ответь честно, как много у тебя вещей, оставленных «на всякий случай», «вдруг пригодится»? Выбрасывай мусор, сломанную технику, ненужные предметы без жалости! Избавляйся от одежды, которая мала, вышла из моды, безделушек, журналов и прочего хлама. Сколько стоит аренда квадратных метров в твоём районе в год? Рационально ли превращать в пыльный склад имеющуюся площадь?
Создание единой системы
Создай эргономичное пространство, основанное на твоих потребностях и особенностях комнаты. Избавься от шаблонов и закоренелых привычек! Если стол всегда находился у окна, потому что так его расположили родители, подумай, может быть, удобнее будет поставить его у стены?
Если предмет регулярно оказывается не там, откуда его взяли, значит, это не его место. Такую подсказку даёт Кайдзен. Найди такое расположение, откуда вещь будет удобно не только брать, но и возвращать. Это должно быть максимально простое действие, которое со временем станет автоматическим. Что, в свою очередь, обеспечит поддержание порядка.
Располагай предметы с зелёными метками поближе, с жёлтыми – чуть дальше. Тебе должно быть удобно до них дотянуться. Располагая вещи, руководствуйся логикой, а не красотой. Каждый ящик стола используй для определённой группы предметов. Например, в верхнем лежат документы, в нижнем – техника. Рассортируй документы по папкам, подпишите их. Да, это займёт время, но упростит и оптимизирует деятельность и сократит время поиска нужной бумаги. Похожие вещи сложи в отдельные контейнеры.
По возможности замени мебель на функциональную и качественную. Да, сделать это сразу скорее всего не получится, но в процессе уборки ты можешь составить план желаемых изменений и постепенно двигаться к его реализации.
Кайдзен – плавное совершенствование, а не революционная перестройка.
Приведение к стандартам
Привлекай к домашней работе и поиску лучших решений для уборки всех членов семьи. Составь график дежурства или закрепи за домочадцами «участок» их ответственности. Поощряй регулярность выполнения поручений и новые удачные решения относительно хранения или расположения предметов. Особенно это хорошо работает с детьми. Фантазия младших членов может помочь найти нестандартные решения. Будь открыт новому!
Содержание в чистоте
Мелочи, которые помогут уменьшить время уборки. Подумай, что нужно, чтобы поддерживать чистоту и порядок в доме стало проще? Например, если у тебя несколько комнат, поставь в каждой корзину для мусора. Это избавит от раскиданных бумаг и прочих мелких отходов, которые бывает лень нести на кухню.
Как можно уменьшить грязь, крошки и другой мусор? Организуй для них барьеры: поставь совок и щётку рядом со столом, чтобы не ходить за ними в другую комнату; постели коврики там, где это целесообразно; вытирай пятна и то, что разлилось сразу; меняй привычный уклад и пробуй новые приспособления для упрощения уборки.
Продумай рациональное хранение вещей в шкафах и комодах. Чтобы вещи не сбивались, уменьши высоту полок или используй специальные корзины и контейнеры для предметов одной категории. Пробуй новые способы размещения вещей, например, полотенца можно скручивать в рулоны, а не складывать стопкой.
Непрерывное совершенствование
Не нужно каждую неделю устраивать генеральную уборку и сортировать предметы (хотя, раз в 2-3 месяца делать это полезно), но постепенное освоение принципов Кайдзен и их плавное встраивание в жизнь поможет с каждым разом делать дом лучше, удобнее, эргономичнее и эффективнее.
Включи покупку функциональной мебели и необходимых инструментов в статьи расхода. Не бойся делать перестановку. Сделай снимки до и после, чтобы оценить эффективность решения. Подключай здравый смысл, логику и опыт.
Если ты приступил к уборке по принципам S5 и видишь, что процесс затянулся и не приводит к желаемой эффективности, не торопись вернуть всё на старые места. Проанализируй возникающие сложности и, может быть, придёшь к выводу, что решение кроется в столе меньшего размера и дополнительной системе хранения. Так постепенно ты будешь совершенствовать пространство, адаптируя принципы философии Кайдзен лично под себя.