Когда вы приходите на собеседование в новую компанию, все ваше внимание обычно направлено на себя: на ваш внешний вид, речь, убедительность. Ваши действия и мысли заняты достижением главной цели: оказать правильное впечатление и получить работу.
Зацикливаясь на своей самопрезентации, вы упускаете ценную возможность получить информацию о компании, в которой планируете работать. За то время, пока вы находитесь в офисе, вы можете узнать, как здесь относятся к сотрудникам, что для компании является важным, какие ценности являются значимыми.
Собеседование — это взаимный выбор, не только вас выбирают, но и вы принимаете очень важное для себя решение.
Я предлагаю вам использовать «чек-лист» для оценки будущего места работы, который поможет вам не ошибиться с будущим работодателем. Пункты у каждого могут быть разными, все зависит от того, что важно вам лично.
Мой чек-лист будет основан на анализе артефактов компании.
Что такое артефакты?
Артефакты — это часть модели организационной культуры по Эдгару Шейну. Данная модель включает в себя:
- Артефакты
- Ценности
- Базовые предположения
По этим трем компонентам можно судить о корпоративной культуре организации в целом: о ее наличии или отсутствии в первую очередь, стадии становления, векторе направленности, силе воздействия и т.д.
Я не стану углубляться в данную теорию, т.к. в контексте статьи нас интересует только внешний пласт – артефакты.
Простыми словами, артефакты — это предметы, люди, принципы общения, мифы и традиции компании. Все то, что можно увидеть, пощупать, услышать.
К артефактам относятся:
- Интерьер. Его удобство для работников и клиентов. Обеспечивает ли работодатель своих сотрудников всем необходимым. Это обеспечение формальное или владелец фирмы выбирает только лучшее для своего коллектива.
- История. Что рассказывают сотрудники о компании: легенды, юмор, случаи из жизни. Важно на что в этих рассказах делается акцент, какие выводы делают работники.
- Традиции и ритуалы. Оценить их на собеседовании маловероятно, но возможно.
- Атрибутика и внешний вид сотрудников. Офисный или свободный стиль, наличие или отсутствие корпоративной символики.
- Взаимоотношения. Официальный или дружеский тон, обращение на «ты» или на «вы», с отчеством или без. Формальное общение, или в коллективе сложилась комфортная, почти семейная, обстановка.
На основе перечисленных артефактов можно составить список пунктов, по которым вы сможете оценить компанию буквально за полчаса.
Предлагаю взять за основу такой вариант чек-листа:
1. Наличие кулеров, сплит-систем, средств гигиены в уборной:
Есть, хорошего качества – 2 балла
Есть, из дешевого ценового сегмента – 1 балл
Нет (каждый работник пользуется личными предметами) – 0
2. Наличие парковки:
Есть для всех работников офиса – 2 балла
Есть только для ТОПов и клиентов компании – 1 балл
Нет – 0
3. Место для приема пищи:
Есть, удобное и функциональное – 2 балла
Есть, небольшое и неудобное, недостаточно оснащенное техникой – 1 балл
Пищу принимают на рабочих местах, в архиве стоит микроволновая печь – 0
4. Welcome – мероприятие на собеседовании.
Вас познакомили с географией офиса, представили сотрудникам, возможно предложили чай/кофе/воду – 2 балла
Формально на ходу показали, где что находится – 1 балл
От входа в офис сразу провели на собеседование, не представили – 0
5. Внешний вид сотрудников:
Одежда хорошего качества, среднего и высокого ценового сегмента, прослеживается офисный стиль – 2 балла
Разноцветье форм и фасонов, одежда среднего качества – 1 балл
Одежда низкого качества, отсутствие офисной атрибутики, безвкусица, дешевые аксессуары – 0
Последний пункт напрямую не относится к артефактам, но подскажет вам, на какой уровень дохода вы сможете рассчитывать.
Если вы оцените компанию от 7 баллов и выше – это хороший результат.
Возможно, в процессе анализа, вы подметите для себя еще какие-либо «улики», которые сможете интерпретировать и соотнести со своими ценностями: наличие общих или семейных фотографий, доска почета или любой другой стенд с достижениями компании, комфортная зона отдыха, качественная техника и мебель.
Ваш чек-лист может состоять из любых других пунктов, обратите внимание на то, что важно для вас.
Главное, выработать привычку подмечать и анализировать детали. Тогда даже самые сладкие речи менеджера по найму не скроют от вас реальную картину вещей.
А на что обращаете внимание вы при выборе рабочего места?