Найти тему
Кадриль

Артефакты рабочего места - о чем вам не расскажет hr? Чек-лист оценки компании на собеседовании

Оглавление

Когда вы приходите на собеседование в новую компанию, все ваше внимание обычно направлено на себя: на ваш внешний вид, речь, убедительность. Ваши действия и мысли заняты достижением главной цели: оказать правильное впечатление и получить работу.

Зацикливаясь на своей самопрезентации, вы упускаете ценную возможность получить информацию о компании, в которой планируете работать. За то время, пока вы находитесь в офисе, вы можете узнать, как здесь относятся к сотрудникам, что для компании является важным, какие ценности являются значимыми.

Уютная зона отдыха
Уютная зона отдыха

Собеседование — это взаимный выбор, не только вас выбирают, но и вы принимаете очень важное для себя решение.

Я предлагаю вам использовать «чек-лист» для оценки будущего места работы, который поможет вам не ошибиться с будущим работодателем. Пункты у каждого могут быть разными, все зависит от того, что важно вам лично.

Мой чек-лист будет основан на анализе артефактов компании.

Что такое артефакты?

Артефакты — это часть модели организационной культуры по Эдгару Шейну. Данная модель включает в себя:

  • Артефакты
  • Ценности
  • Базовые предположения

По этим трем компонентам можно судить о корпоративной культуре организации в целом: о ее наличии или отсутствии в первую очередь, стадии становления, векторе направленности, силе воздействия и т.д.

Я не стану углубляться в данную теорию, т.к. в контексте статьи нас интересует только внешний пласт – артефакты.

Простыми словами, артефакты — это предметы, люди, принципы общения, мифы и традиции компании. Все то, что можно увидеть, пощупать, услышать.

Растения в офисе
Растения в офисе

К артефактам относятся:

  • Интерьер. Его удобство для работников и клиентов. Обеспечивает ли работодатель своих сотрудников всем необходимым. Это обеспечение формальное или владелец фирмы выбирает только лучшее для своего коллектива.
  • История. Что рассказывают сотрудники о компании: легенды, юмор, случаи из жизни. Важно на что в этих рассказах делается акцент, какие выводы делают работники.
  • Традиции и ритуалы. Оценить их на собеседовании маловероятно, но возможно.
  • Атрибутика и внешний вид сотрудников. Офисный или свободный стиль, наличие или отсутствие корпоративной символики.
  • Взаимоотношения. Официальный или дружеский тон, обращение на «ты» или на «вы», с отчеством или без. Формальное общение, или в коллективе сложилась комфортная, почти семейная, обстановка.

На основе перечисленных артефактов можно составить список пунктов, по которым вы сможете оценить компанию буквально за полчаса.

Предлагаю взять за основу такой вариант чек-листа:

1. Наличие кулеров, сплит-систем, средств гигиены в уборной:

Есть, хорошего качества – 2 балла
Есть, из дешевого ценового сегмента – 1 балл
Нет (каждый работник пользуется личными предметами) – 0

2. Наличие парковки:

Есть для всех работников офиса – 2 балла
Есть только для ТОПов и клиентов компании – 1 балл
Нет – 0

3. Место для приема пищи:

Есть, удобное и функциональное – 2 балла
Есть, небольшое и неудобное, недостаточно оснащенное техникой – 1 балл
Пищу принимают на рабочих местах, в архиве стоит микроволновая печь – 0

4. Welcome – мероприятие на собеседовании.

Вас познакомили с географией офиса, представили сотрудникам, возможно предложили чай/кофе/воду – 2 балла
Формально на ходу показали, где что находится – 1 балл
От входа в офис сразу провели на собеседование, не представили – 0

5. Внешний вид сотрудников:

Одежда хорошего качества, среднего и высокого ценового сегмента, прослеживается офисный стиль – 2 балла
Разноцветье форм и фасонов, одежда среднего качества – 1 балл
Одежда низкого качества, отсутствие офисной атрибутики, безвкусица, дешевые аксессуары – 0

Последний пункт напрямую не относится к артефактам, но подскажет вам, на какой уровень дохода вы сможете рассчитывать.

Если вы оцените компанию от 7 баллов и выше – это хороший результат.

Общее пространство офиса, зона для отдыха и общения
Общее пространство офиса, зона для отдыха и общения

Возможно, в процессе анализа, вы подметите для себя еще какие-либо «улики», которые сможете интерпретировать и соотнести со своими ценностями: наличие общих или семейных фотографий, доска почета или любой другой стенд с достижениями компании, комфортная зона отдыха, качественная техника и мебель.

Ваш чек-лист может состоять из любых других пунктов, обратите внимание на то, что важно для вас.

Главное, выработать привычку подмечать и анализировать детали. Тогда даже самые сладкие речи менеджера по найму не скроют от вас реальную картину вещей.

А на что обращаете внимание вы при выборе рабочего места?