Джефф Безос – богатейших человек в мире и основатель одной из крупнейших технологических компаний мира. Согласно рейтингам Forbes, состояние Безоса превышает $200 млрд, а чистая прибыль Amazon в 2020 году составила $26,9 млрд.
Как отмечает предприниматель, то, что вы делаете, начинается с того, что и как вы думаете. Именно поэтому важно выбирать качественную литературу и пособия по предпринимательству, менеджменту и стратегическому развитию.
Даже если вы не являетесь поклонником Джеффа Безоса, то выбор книг, которые он отметил как «рекомендовано к прочтению», помогут вам открыть для себя новые перспективы, новые идеи и новые способы оптимизировать работу бизнеса. Ведь нравится вам Безос или нет, трудно не уважать его достижения с точки зрения развития и процветания его компании.
1. «Построенные навечно. Успех компаний, обладающих видением», Джим Коллинз, Джерри И. Поррас
Безос не раз называл «Построенных навечно» одной из своих любимых книг, посвященных предпринимательству. Авторы – выходцы из Стэнфордского университета, специалисты в области управления, организационного поведения и изменений. В основу книги легло исследование, которое проводилось на протяжении шести лет. Оно посвящено факторам, оказывающим влияние на создание успешных и, главное, существующих десятилетиями компаний. В рамках этого исследования респондентами стали 1000 топ-менеджеров из списка Fortune 500 и Inc. 500. Эта книга – отличное пособие по запуску бизнеса и его дальнейшему развитию.
2. «Сотворение: жизнь и как ее создать», Стив Гранд
Стив Гранд – автор компьютерной игры-симулятора Creatures. В игре можно создавать живых существ из сложных сетей виртуальных клеток мозга, биохимических реакций и генов. Эти существа совершенно самостоятельны: они живут своей жизнью и изучают окружающий мир. Книга схожа с этой компьютерной игрой. Гранд рассказывает о создании и развитии искусственной жизни: от устройства мозга и тел искусственных форм жизни до философских принципов. Книга заставляет рефлексировать о том, что есть реальность и какую роль в ней играем мы.
В своей биографии Безос отметил:
«Книга повлияла на создание Amazon Web Services – сервис, который популяризировал понятие "облачная инфраструктура"».
3. «Rework. Бизнес без предрассудков», Джейсон Фрайд, Дэвид Хайнемайер Ханссон
Джефф Безоc отмечает инновационный подход авторов к правилам ведения бизнеса, описанных в книге. Насколько их подход успешен, настолько же он и противоречит интуиции предпринимателя. Авторы книги – основатели компании Basecamp – американского разработчика ПО. Фрайд и Ханссон рассказывают о том, как найти баланс: начать свое дело и при этом оставаться на основной работе. Книга будет полезна и тем, кто ищет пути оптимизации работы внутри уже существующего бизнеса.
4. «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости», Нассим Талеб
«Черный лебедь» – это теория Талеба, в основе которой лежат трудно прогнозируемые события, которые имеют масштабные последствия. Автор убежден, что именно такие события влияют как на глобальные процессы, так и на быт каждого человека. А для того, чтобы преуспеть в бизнесе в условиях нестабильности, надо быть готовым ко всему. Почти сразу после выхода книги Талеб показал свою подготовленность. Когда грянул финансовый кризис, компания Талеба не только не потеряла в цене, но и увеличила прибыль на полмиллиарда долларов.
Джефф Безоc призывает относиться к этой книге не как к пособию по экономике, а как к размышлениям человека, обладающего гибким умом, – размышлениям о жизни, как найти в ней свое место и развивать свое дело. Этот труд полюбился многим, «Черный лебедь» задержался в списке бестселлеров The New York Times почти на 9 месяцев.
5. «Дилемма инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании», Клейтон Кристенсен
«При появлении "подрывных" технологий менеджеры оказывают своим компаниям медвежью услугу, если полностью подчиняются этим ограничениям. Так, древние люди привязывали перья к рукам, забирались на высокое место и махали руками, пытаясь летать, но только падали и разбивались»
Эта книга о том, как стабильный бизнес терпит крах при выходе на новые рынки, или, когда компании начинают массово внедрять все новейшие технологии одновременно. Автор книги – профессор Гарвардской бизнес-школы – на конкретных кейсах доказывает, что именно в период масштабирования топ-менеджменту стоит быть особенно внимательным и оценивать, какие инновационные ИТ-решения подходят бизнесу, а от внедрения каких сервисов или услуг необходимо воздержаться. При этом Кристенсен также объясняет, что полный отказ от инноваций также в конечном итоге приведет к разорению.
Джефф Безос отметил:
«Это чрезвычайно влиятельная бизнес-книга, в соответствии с принципами которой работает Amazon и которая способствовала созданию Kindle и AWS»
6. «Сделано в Америке: Как я создал Wal-Mart», Сэм Уолтон
Сэм Уолтон – гуру розничной торговли. Начиная с маленького магазина в провинции, он выстроил одну из крупнейших в мире сетей розничной торговли Wal-Mart. Автор на своем примере объясняет, какие ключевые принципы позволяют экономить и принимать те или иные решения для процветания бизнеса. Одна из таких ценностей – готовность пробовать новое и не бояться трудностей и ошибок. Джефф Безос включил этот постулат в список корпоративных ценностей компании Amazon.
7. «От хорошего к великому: Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет», Джим Коллинз
Как сделать компанию среднего уровня по-настоящему великой? Путь к успеху предложил Джим Коллинз. Это еще одна книга, построенная на исследовании, которое проводилось несколько лет. Компании, которые совершили заметный прорыв сравниваются с теми, кто стоит на месте. «Великие» компании отличает дисциплина – это относится и к людям, и к мышлению, и к действиям. Безос рекомендует эту книгу предпринимателям, директорам компаний и директорам по развитию как настольное пособие, которое поможет взять курс на непрерывную оптимизацию бизнес-процессов и достичь новых высот.