Найти в Дзене

Как учительница остановила травлю пятиклассника, которого класс обвинил в предательстве

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Конфликты между учениками в классе — не редкость. Важно, чтобы они не переросли в травлю. Знакомая учительница, в классе которой, как мне кажется, травля невозможна, поделилась кейсом из своей школьной жизни. Рассказала на конкретном примере, как решает конфликты в классе. Верю, что будет полезно для учителей.

Мне дали пятый класс. В моём случае классное руководство осложнено тем, что я учитель информатики, урок в своём классе провожу раз в неделю, а чтобы классом эффективно управлять, с ним надо жить. Я должна их каждый день видеть. С моей нагрузкой это непросто, но выкручиваюсь.

Так вот, класс был новый, я присматривалась к ним, они ко мне. Каждое утро я захожу к своим детям, общаюсь минут 15-20, делюсь своими утренними новостями. Мне важно, чтобы дети делились со мной, доверяли мне. Дети в отношениях со взрослыми всегда зеркалят. Хочешь, чтобы делились с тобой, делись сам. Вот я и рассказываю всё подряд: как соседи жалуются, что моя кошка к ним подселилась, и ест теперь и дома и у них, а я-то думаю, что-то она у меня вширь раздалась, как дочка из Америки звонила, внучку показывала, как я рада, что она несмотря на расстояние, меня знает, как я шла в школу, а жёлтые листья кружили вальс передо мной всю дорогу. Заметила давно, что поначалу детям это непривычно, но уже к середине сентября они этого ждут, меня ждут, сами спрашивают мои последние новости. И, конечно, наперебой рассказывают свои.

Прихожу я одним сентябрьским утром в свой новый пятый класс. А я же непросто поболтать прихожу, я всегда смотрю на групповую динамику. По детям, по тому, как они утром собираются, всё видно. Если что-то произошло вчера, утро, когда они ещё сонные, не накрученные новым днём, всё выдаст. Вижу, Юрка грустный. Но это непросто грустное настроение. Он грустный и настороженный. Я не могу объяснить, как это точно разглядеть, но буквально на уровне энергетики в классе я чувствую, что он насторожен именно к остальным детям, что грусть его, она про него и коллектив.

Иду к себе в кабинет, делаю заметки. Есть у меня свой блокнот по жизни класса. Я его веду, как дневник, каждый день пишу любые свои наблюдения, мысли про своих детей, чтобы ничего не забыть, чтобы через какое-то время сравнить.

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Дальше наблюдаю. Также по утрам, в течение дня. Примерно на третий день мне уже совершенно очевидно, что в классе что-то случилось. При мне ничего особенного не происходит, ни на уровне слов, ни в действиях. Но напряжение чувствуется. Понимаю, что от группы девочек в сторону Юрки буквально мечутся стрелы. Хотя ещё раз подчеркну, словесно ничего. Прохожу всех учителей, спрашиваю, заметили ли что-то, может, слышали, видели что-то, что мне важно знать. Нет, никто ничего не заметил, не слышал.

Приглашаю Юрку пообщаться. Ему явно тревожно. Он весь вжимается в стул, не смотрит на меня. У него проблемы, это уже не вызывает сомнений. Дальше примерно такой диалог:

— Юра, я вижу, что ты грустный последнее время. Я очень волнуюсь, мне бы хотелось, чтобы каждому из вас в школе было хорошо. Может, поделишься?

— У меня всё нормально.

— Понимаешь, в чём дело, Юра, я всегда слишком хорошо вижу, когда не всё нормально. Ты можешь не хотеть мне рассказать, имеешь право, я не буду настаивать. Но что-то явно не так.

И тут Юрка заплакал:

— Всё, всё не так. Но я это заслужил.

— ...

— Я сам виноват. Я предал наш класс.

— Ого! Какое громкое заявление. Так уж и предал?

— Ну у нас по математике должна была быть контрольная. На первом уроке подготовка, на втором контрольная. Первый урок начался, Вера Ивановна дала новую тему, урок прошёл, а подготовки так и не было, отпустила на перемену и сказала, что на следующем продолжим. Второй урок начался, а я взял и спросил, а что, контрольной не будет? Вера Ивановна говорит, точно, обещала же контрольную. Ну, говорит, теперь уже не готовились, завтра проведём. А после урока все на меня зашикали, что я дурак и предатель. Кто-то меня Иудой назвал. Я потом прочитал в интернете, кто такой этот Иуда.

— Кто сказал тебе такую глупость, что ты виноват и что ты Иуда?

— Ну меня Иудой теперь называют. Из общего чата меня удалили. Группу создали «Мочи Иуду», мне Вовка показывал.

— Юра, я тебе хочу сообщить вот что. Ничего неправильного ты не сделал. Ты спросил про обещанную контрольную. Это нормальный вопрос. А вот называть кого-то громким эпитетом «Иуда», удалять из чатов, делать группы, направленные против кого-то — это мне совсем не нравится. Да и тебе не нравится. Я никогда не оставляю таких неприятных ситуаций. Но мне важно согласовать свои действия с тобой. Разреши мне вмешаться.

— Ни за что. Будет только хуже!

— Твоё право так думать. Мы, взрослые, очень часто косячим, не удивительно, что дети нам не доверяют. Но уверен ли ты, что можешь исправить ситуацию?

— Не знаю.

Открою секрет. Это моя давняя находка. Когда взрослый признаётся при ребёнке, что взрослым свойственно ошибаться, это сразу добавляет очков и повышает доверие.

— Разреши мне поговорить с теми, кто начал всю эту историю. Это же кто-то из девочек?

К этому моменту Юрка уже понимает, что я, действительно, всё вижу.

— Ну да. А что вы с ними будете делать?

— Ничего. Разговаривать. Как и с тобой. Договариваться. Но мне нужно точно понять, кто это.

— Ну это Ксюша и Саша. В основном. Остальные поддакивают.

— Хорошо, Юра. И запомни, ты ни в чём не виноват.

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Дальше разговариваю наедине с Ксюшей и Сашей (я никогда такие вещи не выношу на весь класс, также никогда не устраиваю очных ставок между агрессорами и жертвой). За этими девочками я наблюдаю с первого сентября. В моих записях они числятся как «претенденты на королев класса». Это не ярлык, это некая зона для меня, где надо быть внимательной. Эту энергию запроса на лидерство важно пустить в верное русло, в конструктивное, не допустить самоутверждения за счёт других. С девочками диалог состоялся примерно такой, с агрессорами я не люблю юлить, говорю прямо:

— Девочки, я знаю, что в классе назрела не очень хорошая обстановка вокруг Юры. От этого страдает Юра, вы и другие дети. Я собрала вас, чтобы услышать ваше видение ситуации и вместе подумать, как её повернуть в другое русло. Что скажете?

Одна молчит, смотрит на свои руки. Вторая отнекивается:

— А что за ситуация? Что с Юрой?

— Девочки, можно не тратить время на проведение расследований и сразу перейти к решению задачи. Я в любом случае знаю про контрольную и про Иуду тоже.

— Бабушкин сам виноват.

— Виноват в чём?

— Чё он, дурак, про контрольную напоминать? Без него и не вспомнили бы

— А может, вспомнили бы, я уверена, что вспомнили бы. У учителей ведь есть план.

— То есть, учительница виновата?

— Ксюш, никто не виноват. Все мы люди. Люди ошибаются. Это не ошибка даже. Ты, Ксюша или ты, Саша, вы никогда ничего не забывали? Я вот на прошлой неделе забыла к врачу пойти, а записывалась аж за месяц. Учительница забыла, мало ли что у неё случилось. Вы хоть знаете, что у неё мама серьёзно больна? А Юра, не со зла спросил, в его вопросе никакого преступления нет. Дальше вы точно так же совершили человеческую ошибку. Вы его назвали предателем, обвинили во всех смертных грехах. Ну, бывает, злость, эмоции. Это тоже не страшно. Вот то, что стало происходить дальше, уже страшно. Когда обзывают каждый день, это страшно, когда удаляют из коллектива, из чата, это бойкот и это страшно. Когда создают группу, чтобы издеваться над кем-то, а он не может ответить, это страшно, знаете, как это называется?

— Нет.

— Это травля. Но конфликт ещё на затянулся, ещё можно всё остановить. Есть идеи, как?

— У меня нет.

— У меня тоже.

— Знаете, чем бывают полезны конфликты?

— Чем? Что в них вообще может быть полезного?

— А в том, что через них как раз и можно научиться их выруливать. Вот сейчас вы не знаете, как вырулить, хотя вроде бы уже понимаете, что перегнули палку. Давайте вместе научимся выруливать. И научим этому весь класс. Когда-то кто-то из вас тоже, может быть, ошибётся, а класс уже будет знать, что за это не гнобят, что всё можно решить мирно. Ну? Угу?

— Угу.

— Для начала как насчёт того, чтобы прекратить травлю? Перестать Юру обзывать. Удалить группу, вернуть его в общий чат? Это стоит сделать незамедлительно. Что дальше?

— А что дальше?

— Может быть, извиниться?

— При всех?

— Совсем необязательно. Перед Юрой. А что касается всех, мы обязательно соберёмся в ближайшее время и вместе выработаем правила нашего класса. Я планировала это делать в начале октября, но сделаем раньше, уже на следующей неделе. Договорились?

— Договорились.

— Я на вас очень рассчитываю. Что вы умеете делать? Есть пара идей к этому мероприятию, мне там нужно несколько плакатов подготовить, да и вообще нужно помочь мне это мероприятие вести. Готовы?

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Девочки уже улыбались. Они поняли, что их никто не накажет, не осудит, что ошибиться не страшно, главное — вовремя ошибку увидеть, признать.

Уже через несколько дней мы с девочками были по уши в подготовке мероприятия. Им же важно было лидерство, они его получили. От Юры они отстали. А ещё через неделю мы всем классом выработали правила, красиво их оформили, они у нас на стене класса, и ещё в виде самодельных мини-книжечек, которые легко умещаются в беджи. Мы к ним обращаемся очень часто. Наши правила — это ДНК нашего класса.

Хотели бы вы узнать, как вырабатывать правила класса и какими эти правила могут быть?

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Здесь я пишу о детях, о травле, делюсь лайфхаками и историями из реальной жизни.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.