Найти тему
Судострой

"Арктика" добирает мощность

Атомный ледокол "Арктика" вскоре должен получить заслуженный титул самого мощного ледокола в мире. На Кронштадтском морском заводе начались работы по замене неисправного гребного электродвигателя.

Головной универсальный атомный ледокол проекта 22220 "Арктика" / Фото: Судострой
Головной универсальный атомный ледокол проекта 22220 "Арктика" / Фото: Судострой

Спустя десять месяцев после официального завершения строительства головной универсальный атомный ледокол проекта 22220 "Арктика" встал на ремонт в док имени П.И. Велещинского на Кронштадтском морском заводе. На атомоходе выполняется замена гребного электродвигателя, вышедшего из строя во время испытаний в феврале 2020 года.

Замена неисправного гребного электродвигателя стала одним из условий передачи "Арктики" заказчику в октябре 2020 года. Судно было принято с мощностью на винтах 50 МВт. Теперь корабелам Балтийского завода предстоит увеличить показатель до проектных 60 МВт. Это предусмотрено специально принятым в октябре 2020 года постановлением правительства.

Почему понадобился док? Для замены неисправного электродвигателя необходимо вырезать часть наружной обшивки корпуса судна. Демонтаж через технологические отверстия не предусмотрен.

Ситуация становится яснее, если взглянуть на продольный разрез ледокола из презентации разработчика проекта – ЦКБ "Айсберг". Отделение бортового гребного электродвигателя на схеме выделено красным эллипсом.

Продольный разрез ледокола проекта 22220 / Слайд из презентации ЦКБ "Айсберг"
Продольный разрез ледокола проекта 22220 / Слайд из презентации ЦКБ "Айсберг"

Над бортовым гребным электродвигателем находятся помещения частотных преобразователей и главного распределительного устройства, что делает невозможным погрузку двигателя сверху.

По всей видимости, такое решение конструкторов объясняется тем, что такое оборудование, как гребной электродвигатель, является незаменяемым и закладывается изначально на весь расчётный срок службы ледокола (в данном случае – 40 лет).

Движительный комплекс ледокола проекта 22220 включает в себя три гребных электродвигателя мощностью по 20 МВт, каждый из которых состоит из двух электродвигателей мощность по 10 МВт. Во время испытаний в феврале 2020 года вышла из строя обмотка статора одного двигателя мощностью 10 МВт. В результате мощность гребного электродвигателя правого борта уменьшилась до 10 МВт, а мощность всего ледокола до 50 МВт.

Через валопроводы электродвигатели вращают гребные винты фиксированного шага / Фото: Судострой
Через валопроводы электродвигатели вращают гребные винты фиксированного шага / Фото: Судострой

Гребной электродвигатель ледокола проекта 22220 представляет собой внушительное изделие весом порядка 300 тонн. Поставщиком электродвигателя является Концерн "Русэлпром". По данным компании, производство изделия велось на Ленинградском электромашиностроительном заводе (ЛЭЗ). Асинхронные гребные электродвигатели переменного тока такой мощности на данном предприятии, да и во всей стране, ранее не выпускались.

Стоит отметить, что спустя несколько лет после производства и погрузки гребных электродвигателей на ледокол "Арктика" на базе Крыловского государственного научного центра появился электротехнический стенд как раз для проверки такого оборудования перед установкой на судно.

Что касается сроков выполнения работ по замене гребного электродвигателя "Арктики", то, ранее предполагалось, что они займут несколько месяцев. Согласно постановлению правительства, до 60 МВт мощность "Арктики" должна увеличиться до конца 2021 года.

Точного ответа на вопрос, кто в итоге оплатит эти работы, пока нет.