Найти тему

Михаил Зощенко "Врачевание и психика"

Немало произведений Михаил Зощенко посвятил теме здравоохранения, больниц и их пациентов. В рассказе "Врачевания и психика" объектом сатиры становится не само устройство врачевания, а эксцентричные и недалекие пациенты.

Главный герой пришел в больницу на прием к доктору. Первое, что он замечает - большую очередь именно к неврологу:

И, главное, интересно отметить,— самая большая очередь к нервному врачу, по нервным заболеваниям. Например, к хирургу всего один человек со своей развороченной мордой, с разными порезами и ушибами. К гинекологу — две женщины и один мужчина. А по нервным — человек тридцать.

В очереди по "доброй" традиции разгораются препирательства с элементами "классового" противостояния. Читатель словно попадает привычный коридор больничного учреждения, где люди, которых злой рок свел вместе, говорят друг-другу колкости.

-2

Особенно активно в споре принимает "желтоватый" мужчина в тужурке, который позиционирует себя пролетарием. Врач вызывает всех по одному, а из-за того, что прием проходит за ширмой, то все присутствующие имеют возможность слышать происходящее.

Далее автор пересказывает "историю болезни" человека в тужурке. Тот жалуется на бессонницу. Врач предлагает рассказать о "потрясении", которое могло спровоцировать недуг и в итоге получает от пролетария длинный рассказ о его злоключениях. Сидящие узнают о том, где воевал мужчина, как он вернулся домой и застал жену с племянником, развелся и четырежды женился, но при этом спал хорошо. Сбитый с толку доктор уточняет - в чем же причина того, что он не может спать сейчас, на что получает абсолютно невинный ответ:

А как сестра приехала из деревни и заселилась в моей комнате вместе со своими детьми, так я и спать перестал. В другой раз с дежурства придёшь, ляжешь спать — не спится. Ребятишки бегают, веселятся, берут за нос. Чувствую — не могу заснуть.

Зощенко традиционно очень органично вписывает в полотно повествования разговорную речь, интересные обороты слов. Необычность ситуации воспринимается лирическим героем как нечто абсолютно нормально, что усиливает комичность.