ПСАЛОМ-УВЕРЕННОСТЬ
Псалом 22, пожалуй, самый известный из всех, называют жемчужиной Псалтири. Его начальные слова свидетельствуют о том, что его написал Давид. Это псалом уверенности в Боге, упования на Него и удовлетворенности Им.
Автор не начинает с жалобы на какую-то вставшую перед ним проблему и не просит Бога немедленно ответить на свою молитву. Он начинает и заканчивает прославлением явленной ему Божьей благости. Давид перечисляет проявления Божьей заботы и благодати по отношению к нему и протягивает эту жемчужную нить от первого упоминания Бога до последнего.
Описанные автором взаимоотношения с Богом очень личные. Весь псалом посвящен человеку и его жизни с Богом. В шести стихах Давид семнадцать раз говорит о себе и тринадцать раз - о Господе. Это действительно глубоко личный псалом.
Этот псалом - о покое, который достигается благодаря глубоким взаимоотношениям с Богом. Его слова приносят душе Божьего слуги успокоение, когда бы он ни читал его - на вершине успеха или в самые мрачные минуты отчаяния.
Чтобы отобразить эти взаимоотношения, в псалме используются два явных образа: (1) пастырь и (2) гостеприимный хозяин. В стихах 3 и 4 угадывается еще один образ: проводник путника. Выведенный под этими двумя (а возможно, и тремя) образами, Бог изображается как Кормилец, Проводник, Учитель, Спутник, Защитник, Покровитель и Хозяин. Псалом начинается с заверения об удовлетворенности Богом и заканчивается выражением веры в то, что и в будущем Бог окружит псалмопевца благодатью и милостью так же, как Он делал это в прошлом.
«Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться» (ст. 1).
Несколько лет назад я слышал радиопроповедь, в которой было сказано, что первая строка псалма является, по сути, его темой. Мне запомнилась эта мысль, и впоследствии, работая над псалмом, я еще больше убедился, что первая строка действительно является его темой.
Давид заявляет, что истинно верующий в Бога ни в чем не будет нуждаться. Мы спрашиваем: “Почему?” И псалмопевец отвечает: “Потому, что Он удовлетворяет наши потребности”. Тогда мы спрашиваем: “Какие потребности?” - и весь псалом отвечает на этот вопрос.
I. ПОТРЕБНОСТЬ В ПИЩЕ (ст. 2)
«Он покоит меня на злачных пажитях» (ст. 2).
Давид говорит, что мы не будем испытывать недостатка ни в физической пище, ни в той, что необходима для духовной жизни и роста. Он пишет об овцах со знанием дела, потому что сам был пастухом и жил вместе с овцами. Он знает, каким должен быть настоящий пастух; он знает, что овцы бывают слабыми и глупыми. Он имеет право описывать Божью любовь к нему с помощью такой аналогии.
Прямой обязанностью пастуха является забота о том, чтобы его овцы были обеспечены сочной травой. Поэтому он ведет их туда, где вдоволь корма, чтобы они, наевшись, могли улечься на оставшуюся траву, сытые и полностью удовлетворенные.
Верующий испытывает на себе такую же заботу со стороны Бога. Его духовный голод удовлетворяется жизнью с Богом. Беспокойность и нищета мира уходят в небытие, и наступает удовлетворение от сытной духовной пищи.
II. ПОТРЕБНОСТЬ В ОТДЫХЕ (ст. 2, 3)
«[Он] водит меня к водам тихим» (ст. 2).
Во-вторых, он говорит, что верующий не будет испытывать недостатка в отдыхе и восстановлении сил. “Тихие воды” - это “воды отдыха”. Овцам нужна не только пища, но и отдых. Им нравится быть возле тихого водоема, подальше от шума и суеты, от спешки и волнений. Заботливый пастух следит за тем, чтобы должным образом накормить своих овец, а потом отвести их к водоему, где они могли бы спокойно попить воды и отдохнуть.
Бог не держит Своих слуг в безумстве и вихре забот. Он удовлетворяет потребность души, а затем дает покой духу, заверяя в спасении и любви.
«[Он] подкрепляет душу мою» (ст. 3).
Буквальный перевод этой фразы - “Он возвращает мне жизнь”. Неравнодушный пастух не только удовлетворяет потребность овец в пище, воде и отдыхе, он также заботится и об их настроении. Когда они встревожены, утомлены или подавлены, он успокаивает их.
Бог ободряет Своих детей, когда они смущены, возрождает, когда они впадают в уныние, и дает им твердость духа, когда мир лишает их мужества.
III. ПОТРЕБНОСТЬ В РУКОВОДСТВЕ (ст. 3)
«[Он] направляет меня на стези правды ради имени Своего» (ст. 3).
Далее Давид говорит, что последователь Бога не будет испытывать недостатка в управлении и руководстве. Здесь псалмопевец, возможно, переключается на другой образ - проводника, ведущего за собой путника - а может, использует все тот же образ пастуха и говорит, как пастух ведет своих овец. Так или иначе, мысль остается прежней.
Благодаря Своей сущности, во славу Своего имени, Бог ведет Своих путями праведности, верными путями, которые приносят покой и духовное богатство. Он никогда не обманывает и не предает Своих. Он праведен, и поэтому не может повести нас по ложному пути.
IV. ПОТРЕБНОСТЬ В СПУТНИКЕ (ст. 4)
«Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня» (ст. 4).
В-четвертых, он говорит, что Божий народ не будет ощущать недостатка в Спутнике даже в самые трудные времена. Когда местность гористая и опасная для неуклюжих овец, пастух идет подле них, проводя их через те места, где тропинка узкая и скользкая. Во время опасности он уже не ведет своих овец, а идет рядом, с жезлом и посохом, чтобы оказывать им помощь и поддержку, которую только он может дать.
Пастух готов к любым случайностям. Жезл нужен ему для защиты, а посох - для нападения; одно является оружием, а другое служит ему помощником. Жезл он носит на поясе; им он встречает незваных гостей. В руке у него посох, который он использует для наказания и управления. С таким пастухом овцам нечего бояться.
“Смертная тень” на еврейском передается одним словом, и, возможно, его смысл шире, чем просто смерть. Оно включает в себя не только основную идею смерти, но также и сходное с ней переживание. Автор представляет себе большие долины жизни - те, что заставляют нас содрогаться от страха, когда мы думаем о них.
Страхи, которые вселяют в наши сердца мрачные события жизни, развеиваются Божьим присутствием. Он один может провести нас через смерть или любое сходное с ней переживание. Другие поводыри могут довести нас лишь до порога смерти, а потом должны повернуться и уйти, оставив нас один на один со смертью. Наш Господь всегда идет впереди нас, когда мы нуждаемся в Его руководстве, и рядом с нами, когда мы нуждаемся в спутнике.
V. ПОТРЕБНОСТЬ В ЗАЩИТЕ (ст. 5)
«Ты приготовил предо мною трапезу в виде врагов моих» (ст. 5).
В-пятых, Давид говорит, что Божье чадо не испытывает недостатка в защите, даже если его со всех сторон окружает враждебный мир. Теперь автор переходит от темы пастуха и овец к образу гостеприимного хозяина и гостей. Сцена, которую он описывает, представляет собой богатый стол (буквально - пир), накрытый для званых гостей. Стол окружают злые силы, но они не могут помешать застолью. Все, на что способны враги, это только смотреть. Трапеза для Давида - это щедрые благословения Божьи даже посреди самых неблагоприятных обстоятельств.
Когда три еврея - Седрах, Мисах и Авденаго - должны были шагнуть в огненную печь, они, окруженные врагами, увидели крепкую Божью руку (Дан. 3:13-30). В этой обстановке Бог произвел бессмертное событие, которое до сих пор вдохновляет верных последователей Бога. Злодеи могли только изумленно смотреть.
VI. ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ (ст. 5)
«[Ты] умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена» (ст. 5).
В-шестых, нам говорится, что мы не будем испытывать недостатка в ободрении и признании. Елей, о котором здесь идет речь, иной, чем тот, которым помазывали царя или священника, когда посвящали их в должность. Это благовонное масло, умащивая которым, гостеприимные хозяева выражали благосклонность и счастье. Вылить на голову елей - значило показать великую радость хозяина и признание важности для него гостя.
Яхве - не скупой хозяин. Он никогда не скаредничает. Познавшие общение с Ним могут сказать, что чаша, которую Он выливает, всегда полна до краев. Чего еще нам желать?
Наш Господь вливает в нас достоинство, переполняющую душу радость и уверенность в том, что Он счастлив общаться с нами. Мы - Его избранный, Его особенный народ. Мы - Его драгоценная собственность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Итак, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни» (ст. 6).
Подытожим, что сказал Давид. Он сказал, что Божьи чада ни в чем не будут нуждаться ни в этой, ни в будущей жизни. Он знал, что так будет продолжаться еще много-много дней. По прошлому можно предсказать будущее. Заветная любовь и благодать будут следовать за ним, куда бы он ни пошел. Бог пошлет неисчислимое множество ангелов, чтобы излить на него Свою доброту и милость. Давид видел от Бога только благодать и щедрость. Он не знал своего будущего, но зато знал Того, кто поведет его в это будущее и проведет через него.
Мысль о “пребывании в доме Господнем” говорит о непрерывном общении с Богом, хозяином этого дома. Псалмопевец ходил с Ним в прошлом и дал слово пребывать с Богом всю свою жизнь. А Бог удовлетворит все его потребности.
Если мы не довольны Богом, то это не потому, что Он не дает, а потому, что мы просто не хотим взять.