Найти тему
Море, люди, корабли.

Как искали шведы русскую подводную лодку в своих водах, а по итогу нашли собственный буй.

Тритон или буй? Исходники из свободных
Тритон или буй? Исходники из свободных

Год 2014 был богат на громкие события в странах ближнего с Россией зарубежья. Переворот в Украине, переход Крыма в состав России, начало войны на Донбассе, к осени все вроде как то улеглось и тут, 19 октября пришла сенсация из Швеции. Для предания весомости событию, шведский которой контр-адмирал Андерс Гренстад провел пресс-конференцию на которой заявил, что в Стокгольмском архипелаге «вероятно ведется иностранная подводная деятельность». Это может быть подводная лодка, мини-подводная лодка или водолазы, пояснил он. Недвусмысленно намекалось, что лодка русская и не какая-нибудь а секретная "Тритон НН", ну а кто еще может, учитывая крымские события, так беспардонно залезать в чужие территориальные воды.

Ныряющий катер "Тритон НН", картинка из свободных
Ныряющий катер "Тритон НН", картинка из свободных

Самое забавное, что синхронно с этими событиями у шведских гидрологов начались проблемы с их подводным буем, установленным в водах Швеции для сбора океанографических данных. В то время как ВМС Швеции и их добровольные помощники утюжили пространство размером 30×60 километров,

Шведские корветы типа "Висбю", фото из свободных
Шведские корветы типа "Висбю", фото из свободных

шведские гидрологи направили к месту установки буя техническое судно «M/S Fyrbyggaren». Когда оно подошло к месту с него на буй была подана команда на акустический размыкатель, который сработав разъединил буй и якорь и буй пошел на всплытие. Это потом стало ясно, что помимо буя команду принял гидроакустический комплекс шведской подводной лодки типа «Sodermanland». Так родилась версия о кодовом сигнале с аварийной русской лодки, которая подала его находясь в шведских водах. Страсти закипели с новой силой. Шведы решили обидеться на столько, что приостановили сотрудничество с Россией по линии военных ведомств.

В свою очередь министерство обороны России заявило, что никаких российских подводных лодок, ни малых ни больших в шведских водах нет и быть не может, тем более аварийных. С шведами поделились информацией, что по данным российской разведки рядом с их территориальными водами находилась дизель-электрическая подлодка Нидерландов и уж если кто и мог к ним заскочить по ошибке, то только она. Однако данная информация шведами была воспринято как подтверждение их версии и аварийную русскую подводную лодку кинулись искать с еще большим азартом. Правда к 24 октября 2014 поисковая операция "Орел" была завершена, лодки так и не нашли, но на пресс-конференции было заявлено, что найдут обязательно. К 10 ноября обработка собранной при поисковой операции информации завершилась весьма не внятным итогом, что некая лодка точно вторгалась в воды Швеции, а вот чья не ясно.

Год 2015 не принес ясности в вопросе вторжения русской подводной лодки в воды Швеции, появилась версия, что это была не совсем лодка, а некий "технический корабль". Все стихло до июля когда в территориальных водах Швеции нашли лежащую на дне русскую подводную лодку. Правда лодка погибла в 1916 году, ее имя "Сом", шведов можно было благодарить, что еще одним белым пятном в истории российского флота стало меньше.

Подводная лодка "Сом", чертеж из свободных
Подводная лодка "Сом", чертеж из свободных

Всю эту историю надо было как то заканчивать и вот в 2019 году шведская газета Svenska Dagbladet, не особо нагнетая опубликовала всю эту историю с гидрологическим буем, который, получается и был "русской" малой субмариной. Публикация эта не была особо замечена, поскольку западный мир переживал гибель норвежского фрегата "HNoMS Helge Ingstad", катастрофу которого, также по началу приписывали вмешательству России.