Через пару недель сын идёт в пятый класс, и у нас до сих пор нет классного руководителя. Вернее, он был, но на днях уволился. Также в воздухе повисло изучение иностранных языков: молоденькая "англичанка" ушла в начале лета, а обещанный учитель испанского передумал работать в нашей школе.
Современная школа переживает не лучшие времена. Молодые учителя не хотят работать в школе, а старая гвардия постепенно выходит на пенсию. Во многих школах, особенно в небольших городках, наблюдается просто катастрофическая нехватка преподавателей. У некоторых выпускников в аттестатах по отдельным предметам стоит прочерк: некому было преподавать дисциплину.
Недавно читала интервью молодых преподавателей в одном интернет-издании Саратова. Оказалось, что среди выпускников педвузов много учителей, которые хотели бы работать с детьми и преподавать в школе. Творческая, активная молодёжь с горящими глазами и кучей интересных идей, они сталкиваются с учебной бюрократией и прессингом администрации, неуважением со стороны родителей, часто не признающих авторитета и компетенции молодых учителей, и, конечно, проблемой низких зарплат. Причём с плохим отношением со стороны детей молодые преподаватели сталкиваются реже, но это тоже имеет место.
Многие молодые учителя, планирующие уйти, говорят, что им не повезло с администрацией: директор и завучи не поддерживают их в конфликтных ситуациях и чуть что, указывают на дверь, мол, других найдут. Часто принуждают и без того загруженных учителей участвовать в никому не нужных конкурсах и мероприятиях, чтобы поставить галочку для вышестоящих контролирующих органов. Но были и такие, которые хорошо отзывались о руководстве школы.
Количество заполняемых документов - отдельная песня. Учителя недоумевают, зачем наряду с электронным дневников сохраняется бумажный, информация в котором дублируется. Администрация просто обязует заполнять его "на всякий случай". То есть всё опять делается для галочки. Одна из девушек-учителей сказала, что просто не сдаёт часть бумаг, и администрация закрывает на это глаза, потому что эти документы на самом деле никому не нужны.
Я сама была удивлена количеству бумажной отчётности, которую обязаны вести учителя. В мою бытность работы в школе в середине 2000-х такого не было. Сейчас учитель должен ежедневно сдавать кипу отчётов, в том числе и такие, которые к учёбе никак не относятся: одна из преподавателей сказала, что ведёт ещё и ведомости на молоко, которое ежедневно выдают детям в школе. Если норма выданного не сходится с количеством детей, всё приходится пересчитывать. Естественно, что в ситуации, когда учитель тонет в отчётности, справляться с этим нормально может только учитель, который ещё не обзавелся семьёй. Молодые учителя так и говорят, что пока дома никто не ждёт, можно позволить себе задерживаться на работе допоздна. В других же случаях получаются ситуации, о которых нередко мне пишут комментаторы: учитель, чтобы заполнить очередные бумаги, часто вынужден пренебрегать учебным процессом и делать это прямо на уроке, дав ученикам самостоятельную работу.
Я работаю на языковых курсах, и из отчётности у меня - только журнал посещаемости и прочитанной дополнительной литературы. Всё своё время я трачу на то, чтобы качественно провести урок. Потому что главное - знания учащихся, именно на это смотрят родители, и именно это создаёт рейтинг нашей школы, а значит, и мой доход.
Как вы думаете, что должно измениться в нашей жизни, чтобы учителя снова потянулись в школу? Что произойдёт, если однажды наших детей станет некому учить?
Делитесь мнением в комментариях и подписывайтесь на канал. Спасибо, что дочитали до конца!
Читайте также другие публикации по этой теме: