Алсиб («Аляска — Сибирь») — воздушная трасса между Аляской и СССР, построенная и начавшая действовать в 1942 году. Являлась советской частью авиатрассы по перегонке американских самолётов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза.
Летом 2015 года состоялась уникальная акция: по бывшей трассе Алсиба из США в Россию пролетели два самолёта Douglas DC-3C. Организаторами проекта стали Ассоциация «Авиационно-историческое общество «Аляска-Сибирь 2015», ООО «Русское Авиационное Общество» (ООО «Русавиа»), компания Wargaming и американская некоммерческая организация Фонд «BRAVO 369».
Самолётам присвоили собственные имена: лётчика-космонавта Алексея Леонова и министра гражданской авиации Евгения Логинова.
«После показа на авиасалоне, участия в лётной программе, легендарные самолёты будут безвозмездно переданы в Центральный музей Вооруженных сил России» ‒ так заканчивались многие сообщения об этой исторической акции. Генеральный директор ООО «Русавиа» Сергей Баранов рассказал, что:
Идея проекта «Аляска–Сибирь 2015», заключавшаяся в покупке машины времён Второй мировой войны, последующий перелёт на них по маршруту АлСиба, а затем передача самолётов в Центральный музей Вооруженных сил России, появилась два года назад на московском авиасалоне. Одним из её авторов был Алексей Архипович Леонов.
Увы, эти слова оказались лишь пиаром. Ни в какой музей самолёты, разумеется, никто не передал. В 2019 году не стало и Алексея Архиповича.
Сначала самолёты хранились на дальней стоянке авиабазы Кубинка.
Один из них, уже изрядно облезший, участвовал в МАКС-2017 и праздновании 105 лет ВВС.
А осенью 2018 года они оба перелетели на аэродром Орешково (Воротынск) Калужской области, где и находятся по сей день, составляя компанию двум летающим Ил-14.
В ноябре 2020 года один из DC-3 снимался в фильме «Бансу».
Самолёты находятся в собственности ООО «Русское Авиационное Общество» (ООО «Русавиа»). Что это за компания?
Она была создана в 1991 году на базе ОКБ МиГ и коммерческих структур. Первоначально основными направлениями деятельности были разработка, производство и ремонт гражданской и военной авиационной техники. Свою деятельность компания распространила более чем на 20 стран мира. «Русавиа» не имело ни ресурсов, ни площадей для ремонта авиационной техники, а лишь арендовало помещение у государственного предприятия. Тем не менее, российские АРЗ реализовывали через эту фирму запчасти советского производства.
Также «Русское Авиационное Общество» занималось воссозданием до летающего состояния самолётов Второй мировой войны. На Гидроавиасалоне-2002 «Русавиа» представляло И-15бис, а на МАКС-2003 ‒ ДИТ вместе с И-15бис. Также специалистами «Русавиа» были полностью отреставрированы два По-2 и частично восстановлен третий.
29 июля 2004 года по просьбе бывшего президента Словакии Шустера один из По-2 был безвозмездно передан «Русским Авиационным Обществом» техническому музею в г. Кошице от имени Президента РФ Владимира Путина.
Генеральным директором компании являлся Сергей Николаевич Баранов, сын бывшего главного инженера авиаконцерна МиГ. В 1988 году он окончил МФТИ по специальности «инженер-физик», в 1998 году ‒ Всероссийскую академию внешней торговли по специальности «экономист», в 2005 году ‒ Дипломатическую академию МИД России. Кандидат технических наук, подполковник запаса. Работал в Российской самолетостроительной компании «МиГ» на должностях инженера, ведущего инженера. Сергей поддерживал все связи отца, благодаря чему его компания успешно функционировала.
В мае 2020 года Сергей Баранов стал обвиняемым по уголовному делу ч. 1 ст. 226.1 УК РФ (контрабанда иной военной техники). Следствие предполагает, что до декабря 2018 года Баранов собирался переместить из России в Индию 30 комплектов военной техники под видом продукции для гражданской авиации. Изготовленная работниками ООО «Русавиа» техника была изъята сотрудниками ФСБ на территории складского комплекса АО «Шереметьево-Карго». Также указывается, что Баранов уже был ранее судим за совершение аналогичного преступления.
Вскоре ООО «Русское Авиационное Общество» было признано банкротом, туда назначен конкурсный управляющий.
А что же самолёты? Их сам Баранов ещё в 2019 году выставлял на продажу по 25 млн руб. за штуку. Однако выяснилось, что хозяин задолжал 192 млн руб. некоему физическому лицу. В феврале 2020 года оба борта были арестованы судебными приставами.
Имущество должника было выставлено на торги. Среди всего прочего, это самолёты Як-18Т, Як-12М, ретро-автомобиль Мерседес-Бенц 280SL 1969 г.в.
А также два тех самых DC-3. Стоимость каждого ‒ всего лишь 12 млн 663 тыс. руб.
Совсем недавно один из самолётов продавался ещё и на Авито. Там появились очень некачественные фотографии самолёта, сопровождающиеся описанием:
Единичный экземпляр воздушного судна ДС-3С «Алексей Леонов». Реализуется в соответствии с 127 ФЗ, по средству электронных торгов. Кредит, торг и обмен не возможен. Дополнительная информация по телефону.
Сейчас объявление уже исчезло. Возможно, самолёт продан, и всего за каких-то 18 млн руб. кто-то стал владельцем летающего «Алексея Леонова».
Вот такой бесславный конец у проекта «АЛСИБ-2015»...
Источники и дополнительная информация: