Найти тему
RockTherapy

Рождение альтернативного рока (музыка 1990-х)

Оглавление

Альбом Nevermind группы Nirvana станет одним из самых важных событий 1990-х. Релиз положил начало расцвету альтернативного рока и открыл двери для групп, которые придерживались подхода возвращения к простоте.

Nirvana by Richard Bellia (1991)
Nirvana by Richard Bellia (1991)

Каким бы внезапным ни казалось в то время появление альтернативы, эта музыка берёт своё начало в хардкоре и инди-роке, существующих в андеграунде на протяжении большей части 1980-х. Во многом всё это напоминает развитие панка в 1970-х.

Панки 70-х выступали против крупных лейблов и того, что они считали "душным" перегруженным роком коммерческих гигантов Jethro Tull, Pink Floyd и Led Zeppelin, альтернативные рокеры 1990-х выступали против музыкантов, помешанных на красоте клипов для MTV, и ярких (и часто виртуозных) хэви-метал-групп.

Альт-рокеры одевались очень небрежно, позиционировали себя как инструменталисты-любители и часто отвергали (по крайней мере, поначалу) идею записываться у крупного лейбла, предпочитая вместо этого работать с небольшими инди-лейблами. Эта эстетика "сделай сам" была одним из способов отвергнуть грубую коммерциализацию популярной музыки, а также большинство атрибутов славы.

Как мы уже много раз видели в истории рока, появление одной важной группы или пластинки может спровоцировать невероятную шумиху в музыкальном бизнесе. В начале 1990-х альтернатива казалась значительным феноменом и альт-рок-группы, заключающие выгодные сделки с крупными лейблами, стали основными исполнителями FM-радио и MTV, и выступали перед большой концертной аудиторией.

По иронии судьбы, к середине десятилетия альтернатива стала мейнстримом. Однако миграция стольких групп из инди-андеграунда в мейнстрим не уничтожило инди-рок-сцену. На радио колледжей появилось новое поколение исполнителей, которые сотрудничали с инди-лейблами и придерживались эстетики "сделай сам", а иногда даже гордились тем, что обладают ограниченным коммерческим потенциалом. Во многих отношениях инди-рок стал альтернативой альтернативе.

Гранж-сцена Сиэтла: Nirvana

Kurt Cobain by Ebet Roberts (1993)
Kurt Cobain by Ebet Roberts (1993)

Когда в конце 1991 года у Nirvana вышел альбом Nevermind, он поднялся на вершину поп-чартов по обе стороны Атлантики, частично благодаря синглу "Smells Like Teen Spirit". Nirvana была самой важной из "гранжевых" групп, вышедших из Сиэтла в первой половине 1990-х. Парни быстро стали рок-звёздами, несмотря на преданность лидера Курта Кобейна идее о том, что музыка Nirvana отвергала систему шоу-бизнеса. Nirvana проецировали образ дилетантов, но Курт на самом деле был одарённым поэтом и гитаристом.

Два альбома, которые последовали за Nevermind, ещё больше укрепили статус группы как одной из самых горячих в роке. In Utero (1993) и Unplugged in New York (1994) попали на первое место в Соединенных Штатах и Великобритании. "Smells Like Teen Spirit" представляет собой репрезентативный пример музыки Nirvana.

Мелодия имеет простой, запоминающийся гитарный рисунок, воспроизводимый на низких струнах, который повторяется на протяжении большей части песни. Текст написан с рассчитанной небрежностью, создавая ощущение спонтанности в стихах, приближаясь к интенсивному и агрессивному припеву. Контраст между "рыхлыми" стихами и неистовым припевом перекликается с биполярной природой альтернативной музыки, которая развилась из энергичного хардкора, но приобрела широкую коммерческую привлекательность.

Nirvana by Jay Blakesberg (1990)
Nirvana by Jay Blakesberg (1990)

Несмотря на отказ от коммерциализма, который был центральным в альтернативном роке, Кобейн явно умел работать с традиционными элементами написания и аранжировки поп-песен, как это демонстрируют многие другие треки Nirvana. Более того, басист Крист Новоселич, барабанщик Дэйв Грол и главные продюсеры группы Бутч Виг и Стив Альбини оказали Кобейну экспертную поддержку. Карьера Nirvana трагически оборвалась из-за самоубийства Кобейна в апреле 1994 года.

Pearl Jam

Pearl Jam by Lance Mercer (1991)
Pearl Jam by Lance Mercer (1991)

Вслед за Nirvana множество альтернативных рок-групп начали пользоваться таким уровнем коммерческого успеха, который в 1980-х годах ускользал от пост-панк и хардкорных коллективов. Также из Сиэтла вышли Pearl Jam, возглавляемые вокалистом Эдди Веддером. Альбомы Ten (1992), VS. (1993) и Vitalogy (1994) сделали их звёздами мейнстрима к середине десятилетия.

Музыка Pearl Jam была во многом ближе к хэви-металу, который непосредственно предшествовал ей, что облегчало её трансляцию на основных рок-радиостанциях середины 1990-х. Группа занимала центральное место на альтернативной рок-сцене, а также была важна для антикоммерческой эстетики стиля жизни альт-рока. Pearl Jam боролись с национальной службой Ticketmaster, которая занималась продажей билетов на многие крупные рок-концерты, потому что агентство заставляло продавать билеты более чем за 20 долларов, что было дорого для некоторых поклонников группы.

Eddie Vedder by Jay Blakesberg (1992)
Eddie Vedder by Jay Blakesberg (1992)

Хотя Pearl Jam и проиграли долгую юридическую битву с Ticketmaster, их готовность бороться с корпорациями - и потерять доход, который они могли бы получить за счет концертных выступлений в течение этого времени, - сделали их героями альтернативного движения.

Soundgarden и Alice in Chains

Chris Cornell by Jesse Frohman (1994)
Chris Cornell by Jesse Frohman (1994)

Soundgarden также пришли из Сиэтла во главе с вокалистом Крисом Корнеллом и гитаристом Кимом Тайилом. Образованная в конце 1980-х годов и, как ожидали многие в Сиэтле, ставшая группой, первой вышедшей на национальную сцену, Soundgarden смешали хэви-метал, блюз-рок 1970-х и психоделию 1960-х годов, чтобы достичь национального коммерческого успеха в 1994 году с выходом альбома Superunknown.

Layne Staley by Lance Mercer (1992)
Layne Staley by Lance Mercer (1992)

Первоначально сотрудничая с Columbia Records как метал-группа, Alice in Chains была образована вокалистом Лейном Стейли в конце 1980-х годов. Склонность Стейли к мрачным текстам, связанным с наркоманией и смертью, похожа на песни таких спид-метал-групп, как Metallica или Megadeth, так что дебютный альбом группы 1990 года Facelift изначально был адресован поклонникам металла.

Однако после успеха Nirvana в 1991, Alice in Chains раскручивали как "сиэтлскую группу", что помогло продажам Facelift и продвинуло следующий альбом Dirt (1992) на шестое место в Соединенных Штатах. В 1994 году акустически-ориентированный Jar of Flies стал первым альбомом extended-play (EP), когда-либо возглавлявшим чарты Billboard, а в 1995 году Alice in Chains дебютировал на первом месте в Соединенных Штатах.

Калифорнийские группы

Хотя Сиэтл часто считается родиной альтернативного движения, параллельно развивались несколько групп, живущих дальше по Западному побережью.

Faith No More by Jay Blakesberg (1995)
Faith No More by Jay Blakesberg (1995)

Дико эклектичные Faith No More сформировались в Сан-Франциско в 1982 году, и после прихода вокалиста Майка Паттона группа выпустила альбом The Real Thing (1990), в который входил сингл "Epic".

Angel Dust последовал в 1992 году и ещё больше укрепил репутацию группы. Во многих отношениях музыкальный подход Faith No More может быть больше похож на комическую непочтительность Фрэнка Заппы, чем на гневное бунтарство Sex Pistols.

Red Hot Chili Peppers by Jay Blakesberg (1989)
Red Hot Chili Peppers by Jay Blakesberg (1989)

Red Hot Chili Peppers также не очень хорошо вписывались в альтернативный шаблон. Образованная в 1983 году в Голливуде, группа, казалось, находилась под таким же влиянием фанка, как и панка, и это особенно заметно в игре басиста группы Фли. Их второй альбом Freaky Styley (1985) был спродюсирован Джорджем Клинтоном, а Mother’s Milk 1989 года содержал кавер-версию "Higher Ground" Стиви Уандера.

Группа добилась своего первого коммерческого успеха благодаря продюсированию Рика Рубина альбома Blood Sugar Sex Magik, который в 1991 году поднялся до третьего места. Вслед за ним последовали хитовые One Hot Minute (1994) и Californication (1999). Red Hot Chili Peppers также завоевали репутацию группы с инновационными клипами, многие из которых стали "костяком" MTV.

Stone Temple Pilots by Jay Blakesberg (1993)
Stone Temple Pilots by Jay Blakesberg (1993)

Образованная в 1987 году еще южнее, в Сан-Диего, группа Stone Temple Pilots в значительной степени опиралась на стиль сиэтлских групп, таких как Alice in Chains и Pearl Jam, используя элементы ориентированного на гитару мейнстрим-рока 1970-х. Группа была отвергнута некоторыми критиками за то, что была слишком неоригинальной, но первые три альбома Core (1992), Purple (1994) и Tiny Music (1996) вошли в пятерку лучших в чартах США.

После того, как группа распалась в 2003 году, солист Скотт Вейланд создал Velvet Revolver с бывшими участниками Guns N’ Roses и Wasted Youth, демонстрируя прочные связи между панком, металлом и альтернативным роком.

Live, Lifehouse и Creed

В годы после появления гранжа, "альтернативный" стиль и инди-корни таких групп, как Nirvana и R. E. M., были (по иронии судьбы) полностью внедрены в мейнстрим.

Базирующаяся в Пенсильвании Live - пример группы того периода, которая проявилась через мейнстрим, но продавалась как альтернатива. Live, записывающиеся на дочерней компании крупного лейбла и продавшие более восьми миллионов копий альбома 1994 года Throwing Copper, были завсягдатаями радио и концертных площадок вплоть до начала тысячелетия.

Аналогичным образом, калифорнийское трио Lifehouse создало звуковую текстуру, которая в значительной степени опиралась на движение гранжа. В прорывном сингле группы "Hanging by a Moment" (2001), есть явные привязки к Nirvana, которые ещё яснее видны в музыкальном видео к песне, включающем в себя несколько сегментов, напоминающих видео для "Smells Like Teen Spirit".

Однако трансгрессивная природа Nirvana и многих других гранж-групп отсутствовала в текстах песен Lifehouse, которые отражали историю группы, ранее выступающей в церквях. Текст песни "Hanging by a Moment" можно интерпретировать как религиозный, создающий увлекательное культурное сочетание гранжа и христианства.

С песнями, которые ссылались на христианскую теологию, Creed была ещё одной постгранж-группой, чрезвычайно успешной в мейнстриме, используя тяжелое звучание альтернативного рока. Такие песни, как "Higher" (1999) и "My Sacrifice" (2001), явно относятся к религиозным темам. Одна из самых известных песен группы "With Arms Wide Open" (2000).

Хотя ни одна из групп официально не поддерживала сторону музыкальной индустрии, которая занимается христианской музыкой, консервативные темы, исследуемые как Lifehouse, так и Creed, указывают на появление христианского рока в американском мейнстриме в 1990-х годах.

Foo Fighters и Weezer

Foo Fighters by Danny Clinch (2000)
Foo Fighters by Danny Clinch (2000)

Хотя гранж-сцена повлияла на многих музыкантов в середине 1990-х, Foo Fighters - это коллектив, который буквально родился из пепла двух важных групп Сиэтла: Nirvana и Sunny Day Real Estate. Под лидерством гитариста Дэйва Грола, который играл на барабанах для Nirvana, Foo Fighters выпустили серию альбомов с середины 1990-х, неизменно занимавших верхние строчки поп-чартов.

В отличие от Nirvana, музыка Foo Fighters менее злобная и менее душевная, возможно, благодаря харизматичному Гролу, который изначально был главным автором песен группы и задавал эстетический тон для более поздних релизов. Также в отличие от серьезности музыки Nirvana, группа часто использует юмористический тон в своих музыкальных клипах. "Big Me" (1996) представил группу в псевдо-рекламе мятных леденцов, в то время как "Learn to Fly" (2000) продемонстрировал нескольких участников группы в костюмах, играющих несколько ролей.

Комедийность, включенная в эти клипы, показывает более лёгкую, более доступную сторону музыкантов, которые когда-то ассоциировались с экзистенциальной тревогой. С альбомами One by One (2002), In Your Honor (2005) и Echoes, Silence, Patience and Grace (2007) Foo Fighters стали опорой рок-музыки в течение последнего десятилетия.

Появившись на национальной сцене в конце 1994 года, часто комедийная музыка Weezer воплотила в себе самосознание интеллектуального бездельника. Хорошо олицетворяет такой подход первый хит группы из Топ-40 "Buddy Holly" (1995), в котором главный герой песни - это гик, столкнувшийся с угрозами в адрес своей девушки.

Используя сленг, ассоциирующийся с хип-хопом, вокалист и автор песен Риверс Куомо подчёркивает свою немощность, спрашивая "Что это за братки издеваются над моей девочкой?". Видеоклип на песню еще больше развивает отсылки к 1950-м годам, изображая группу на съемках ситкома Happy Days. Невероятно продуктивная с момента своего дебюта группа выпустила ряд альбомов, которые заняли очень высокие места в чартах Billboard, сохраняя при этом тяжелый гитарный звук в устойчивом, танцевальном ритме.

Возрождение поп-панка и ска

Несколько групп, на которые оказала большое влияние панк-музыка, вошли в мейнстрим в начале 1990-х, создав стиль поп-панк.

Green Day by Jay Blakersberg (1995)
Green Day by Jay Blakersberg (1995)

Green Day из Сан-Франциско, возглавляемая вокалистом, автором песен и гитаристом Билли Джо Армстронгом, добилась своего первого значительного коммерческого успеха в 1994 году с Dookie, а затем в 1995 году с Insomniac. Музыка группы часто жесткая и агрессивная, что отмечает их стилистические отсылки к панку 1970-х годов. Песня "When I Come Around" с альбома Dookie - отличный пример сочетания энергии мощных гитарных аккордов с сильной поп-мелодическим стороной музыки группы.

Более мягкую сторону можно услышать в балладе "Good Riddance (Time of Your Life)", которая звучала во время заключительного эпизода чрезвычайно успешного телевизионного шоу Seinfeld. У Green Day была самая долголетняя успешная история из поп-панк-групп, особенно после их получившего признание критиков альбома 2004 года American Idiot, политической рок-оперы, которая с тех пор была преобразована в бродвейское шоу.

The Offspring by Justin Borucki (2006)
The Offspring by Justin Borucki (2006)

The Offspring также появились в 1994 году, выпускаясь на независимом лейбле Epitaph, прежде чем подписать контракт с Columbia в 1997 году. Прорывом группы стал альбом Smash (1994) с синглом "Come Out and Play". Эта песня смешивает тяжелый риффовый панк с простой сёрф-гитарой во время куплетов, соединяясь с корнями групп в Южной Калифорнии.


Blink-182 из Сан-Диего попали в мейнстрим позже в десятилетии с альбомами Enema of the State (1999) и Take Off Your Pants and Jacket (2001). Трио, во многом похожее на Green Day, показало свою комедийную сторону в нескольких музыкальных клипах. В "What's My Age Again" (1999) они бегали без одежды, а в "All the Small Things" (2000) группа пародировала стиль видео и одежду многих поп и хип-хоп исполнителей того периода.

Через несколько лет после появления поп-панка в мейнстриме произошло аналогичное возрождение ска, в результате которого появилось несколько известных групп. Под лидерством Брэда Новелла группа Sublime появилась в 1996 году с альбомом Sublime, который содержал сингл "What I Got".

Благодаря содержанию элементов непринужденной пляжной музыки, хип-хопа и традиционной ямайской музыки, творчество Sublime обнаружила интересную субкультуру Южной Калифорнии татуированных панков, которые интересовались музыкой вест-индских корней.

Родом из Кембриджа, штат Массачусетс, the Mighty Mighty Bosstones также привлекли всеобщее внимание в середине 1990-х годов. Группа была активна почти десять лет, прежде чем выпустить альбом Let's Face It (1997), в котором содержался сингл "The Impression That I Get".

Представляя гораздо более энергичную смесь ска и панка (часто называемую ска-кор), the Mighty Mighty Bosstones задействовали целую секцию духовых и даже наняли танцора, чтобы помочь зарядить аудиторию энергией.

No Doubt by Jay Blakesberg (1996)
No Doubt by Jay Blakesberg (1996)

No Doubt была группой возрождения ска середины 1990-х, которая произвела наибольшее впечатление на американский мейнстрим. Отчасти благодаря сильнейшему синглу "Don't Speak", альбом Tragic Kingdom (1996) разошёлся тиражом более десяти миллионов копий, превратив вокалистку Гвен Стефани в имя нарицательное и икону моды.

Более поздние релизы, такие как Return of Saturn (2000) и Rock Steady (2002) исследовали различные формы танцевальной музыки, выявляя связь между Американской поп-музыкой, ямайским дэнсхоллом, регги, американскими электронными танцевальными стилями и даже хип-хоп. Стефани также проявила широкий спектр музыкального любопытства, сотрудничая над успешными синглами с Моби, Eve и Akon, в дополнение к выпуску многогранного сольного альбома Love.Angel.Music.Baby (2005).

Благодарю за интерес к моим статьям!

Добро пожаловать в @rocknrolltherapy, если любите рок!

___

Most photos by Jay Blakesberg