Найти тему

Пугала: кто на самом деле скрывается за одним из самых страшных символов «ужастиков»?

Помню, возвращался я как-то из велопохода по совершенно незнакомой дороге. Дело было к вечеру. Извините за моветон, смеркалось, и полной уверенности относительно того, где я, у меня не было.

С одной стороны – лес, да еще и на крутом холме. С другой стороны – тоже холм, но более пологий и засеянный какой-то «кукурузой», хотя, скорее всего, это было что-то пониже.

На вершине холма возвышается какая-то вышка наподобие сторожевой, и я отправился туда, дабы забраться и осмотреть с высоты окрестности.

Решение быстро воплотилось в действие, и я побрел через заросли по направлению к вышке. Дорога оказалась несколько длиннее, чем я думал вначале, каждую минуту становилось все темнее и темнее, вышка была близка. БАЦ! На меня навалился какой-то костлявый человек, и ударом снизу сбил с ног!

К счастью, он был костлявым, а нас, спортсменов, так запросто сдаться не заставишь! Одним словом, победила спортивная молодость, обнаружившая торжество над всего лишь огородным пугалом.

К слову, то, что сбило меня с ног, было какой-то сидящей внизу животиной, идентифицировать которую мне так и не удалось, ибо ее и след простыл. Так состоялось мое первое знакомство с пугалом и его сохранившим инкогнито сообщником.

Позднее этого обитателя полей я еще неоднократно видел в разных местах и каждый раз вспоминал свое первое с ним знакомство. Какова же история пугала?

По здравому смыслу, оно нужно, чтобы отгонять от посевов птиц. Но по словам тех же селян это работает через раз, а некоторые утверждают, что пугало вообще гораздо лучше пугает случайных прохожих, чем птиц, которые на нем только и того, что гнезда не вьют.

Кстати, судя по тому, насколько прочно пугала обосновались в фильмах ужасов, можно предположить, что озвученное выше мнение не лишено оснований: люди пугал боятся больше, чем птицы.

Но есть и другое мнение. Согласно ему, пугала являются реликтом, сохранившимся с языческих времен. Изначально, речь шла об идолах, священных камнях, изваяниях или еще чем-то, что символизировало того или иного бога, покровительствовавшего сельскому хозяйству.

Подобные культы обнаруживаются почти по всему миру. И почти везде, где они были вытеснены христианством или исламом, они «меняли формат», приобретая новый контекст, но очень редко исчезая полностью.

Приводить примеры не буду: те, кто знает, скажем православный календарь, прекрасно понимают истинное происхождение значительной части «исконно христианских» праздников и символов.

Такая участь могла постигнуть и древних богов, покровительствовавших земледелию. Хорошим примером может быть греческий бог плодородия Приап.

Сейчас он нам известен (причем не всем) своим огромным «тем самым», и кажется каким-то третьестепенным на фоне могучих главных богов Олимпа.

Может, оно и так, может, он и третьестепенный. Согласно мифу, даже его мать (Афродита) отказалась от своего сына, увидев его безобразие.

Но по уровню народной любви Приап мог и своей матери «кузькину мать» показать, ибо его популярность не знала границ!

Покровительствовал он плодородию, в т. ч. был хранителем всходов и урожая. Вот ему-то и устанавливали древние эллины различные изваяния прямо посреди вотчины Приапа – в поле.

Разумеется, простым крестьянам до уровня Фидия и Праксителя было несколько далековато, поэтому не стоит удивляться тому, что качество «скульптур» было сомнительным.

Да и согласно мифу Приап был очень некрасив, так что, изобразив его как пугало, грек мог не испытывать сомнений.

Древние культы вообще имеют одну важную деталь: они неплохо сохранились лишь в облике храмов и мраморных изваяний, над которыми почти не властно время.

Однако большая часть древних (да и современных) религий имеет не столь долговечный облик, и находится в полях, лесах, в виде заговором, присловий и прочих «постукиваний по деревяшке».

И, если бы мы увидели эту недолговечную, но доминирующую часть древних религий, они предстали бы перед нами совсем иными.

Итак, древние греки устанавливали на своих полях деревяные идолы Приапа. Расчёт был прост – Приап должен охранять посевы.

Заодно он должен был отпугивать непрошенных гостей (что его отдаленный родственник прекрасно продемонстрировал на моем примере).

Так что, если верить этой версии, огородное пугало может оказаться реликтом языческих времен. Здесь некоторые спрашивают, как обстоит дело у других народов, например, у славян.

Здесь полной ясности нет, поскольку сведений по исконной славянской религии недостаточно, чтобы проводить четкие параллели, как в случае с греками.

К тому же не следует забывать, что некоторые народы заимствуют что-то у соседей уже вне религиозного контекста. Но, если предположить, что славянские пугала имеют примерно такое же происхождение, что и греческие, то наиболее вероятными кандидатами будут т. н. «Дворовой» и Ярила.

Наши предки не были склоны мудрить с названиями, и духа бани называли банником, духа дома – домовым, леса – лешим, поля – полевым, а двора – дворовым.

Последний должен был оберегать двор и все, что в нем находится. Смахивает на Приапа, но не хватает идеи плодовитости.

Зато Ярило, культ которого оказался крайне живучим, тоже, даром что добрый молодец, имел ту же самую черту и тоже был связан с плодородием.

А что до безобразия, так ведь это был умирающий и воскресающий бог, который в конце сезона изображался и впрямь как старик.

Так что, не исключено, что стоящее посреди огорода пугало – это отголосок древней религии. Впрочем, такова судьба всех религий и всех богов: из святынь превращаться в умозрительные идеи, а потом и вовсе в пришедшие из былого пугала.